Телефонный справочник, карта города, погода в Севастополе Владимирский собор в Херсонесе
Святой Иоанн Кронштадский в Крыму. Протоирей Валентин Ромушин. Симферополь.2005.
Здесь вновь родился князь Владимир Тот белокаменный Херсонес, Крещальня, где очи открыл князь Владимир Откуда на Русь он священство привез, Жену и наследство святынь Византии. Л.Б. Косова
Будучи в Севастополе, конечно же нельзя было не посетить Херсонес - место крещения святого князя Владимира, поистине колыбель русского православия. Туда и отправился отец Иоанн на предоставленном контр-адмиралом катере. В дето 988-е от Рождества Христова огромная рать во главе с князем Владимиром Святославичем отправилась в поход. Ладьи с русскими воинами спустились вниз по Днепру и, преодолев бурные воды моря Черного, очутились у берегов Тавриды. Оставив корабли в тихом заливе, русские отправи ись к Херсонесу, прекрасно укрепленному городу. Знаменательно, что первым встретили русские ратники на херсонесской земле служителя Бога. - Кто ты есть и как твое имя? - спросил его князь Владимир. - Я священник из Херсонеса, а имя мое Анастасий: Дозволь и мне спросить тебя, княже, зачем с мечом к нам пожаловал? Ведь у нас с вами, россами, договор. На то князь ответил: -Нарушить договор меня вынудил византийский император. Не из жадности я решил воевать ваш город, а чтоб с Византией породниться и хрис тианство здесь принять. Я не хочу кровопролития. Пусть херсонеситы подобру откроют мне ворота. -Не поверят тебе, княже, наши люди, и ворота не откроют. А силой побороть их будет нелегко. Но если ты и правда задумал веру нашу принять, я помогу овладеть городом. Отпусти только меня. Отпустил князь Анастасия, а с ним и толмача послал просить у херсонеситов открыть ворота и решить дело миром. Но толмач, к сожалению, вернулся ни с чем. И когда русские приблизились к городским стенам, они были осыпаны стрелами и камнями. Жители Херсонеса не поверили слов русского князя и решили обороняться. , Князь Владимир собрал в своем шатре военный совет: как быть? -Ты мудр, князь, и ведаешь, что делать, молвил воевода Свенелл, Ч УЖ не обессудь, но не гоже нам Корсунь-Херсонес мечом брать. Мы дружим с грековинами и договоры с ними имеем. Не лучше ли сделать под стеной насыпь и по ней без боя перебраться в город? Ночью, когда херсонеситы спали, тысячи россов с кирками и лопатами пришли под городскую стену и носилками, наскоро сделанными из рыбачьих лодок, начали носить землю. Незадолго до рассвета они вернулись в свой стан. Сильно удивились жители города, когда утром увидели под стеной насыпь в несколько сажен длиной и шириной. Позвали стратега. Взошел он на стену, посмотрел на насыпь и разгадал замысел противника. - Мы перехитрим россов, - сказал он. Мы тоже ночью будем работать, а днем спать. На следующую ночь херсонеситы сделали под стеной подкоп и начали уносить в город землю, насыпанную россами. И сколько бы за ночь русские ни нанесли земли, столько же херсонеситы уносили. Насыпь не увеличивалась. - Что бы это значило? - недоумевали русские. И только когда из-за городской стены показался холм свежей земли, они все поняли. ~ Трудно иметь дело с православными, - сказал князь Владимир. - На всякую хитрость они отвечают хитростью. Выходит, зря мы столько трудились. Что ж, возьмем их измором. Русские ратники окружили Херсонес и стали выжидать. Дни сменялись ночами, время летело, а херсонеситы и не думали сдаваться. У них было вдоволь хлеба, и воды, и терпения. Но иссякло, наконец, терпение у Владимира Святославича, и решился он идти на штурм. И вот тогда-то, увидев, что близится кровопролитие, и желая уберечь от него город, дал о себе знать священник Анастасий. Из осажденного Херсонеса он пустил в стан русского войска стрелу с привязанной к ней запиской, в которой сообщал: 'За вами к юго-востоку находятся колодцы ,откуда город получает воду через трубы. Перекопайте водопровод, и город, оставшись без воды вынужден будет сдаться'. Услышав о сем, князь Владимир воззрел на неб и воскликнул: 'Если это сбудется, я непременно крещусь'. Указанное в записке сбылось. Херсонеситы признали русских победителями и согласились впустить их в город. Они просили лишь сохранить им жизнь. Но киевский князь пообещал сохранить все-жизнь, имущество, свободу... И распахнулись городские ворота древнего города. Стратег, военачальники и именитые граждане со знаменами, хоругвями и святыми иконами, с хлебом и солью вышли встречать великого князя Владимира Святославича и его славных ратников. И послал великий князь послов к царям греческим. Послал сказать, что уж давно, чрез гонцов своих, принимает сердцем веру Христову и любит богослужение православное. На это византийский император возрадовался и послал князю в невесты свою сестру Анну. Благословившись у патриарха, она, с многочисленной свитой, отправилась в Херсонес, где застала князя Владимира в суровой болезни. У русского князя заболели глаза, и он почти ослеп. - Хочешь исцелиться от болезни своей, - сказала глубоко верующая царевна Анна, - немедленно крестись. И вновь свершилось чудо. Как только рука епископа, крестившего Владимира Святославича, коснулась главы крещаемого князя, он прозрел. И прозрел русский князь не только очами, но и всей душой своей. Он вышел из купели настоящим православным христианином. После чего всю свою дальнейшую жизнь посвятил Богу и ближним. В первую очередь русским, коих привел в лоно Христово. За что и чтит его Святая Матерь Церковь князем святым и равноапостольным, а люди помнят за доброту как Владимира - Красно солнышко. Именно на эту святую землю и ступила в тот день нога горячо любимого народом пастыря из Кронштадта. На землю, откуда воссиял нетленный свет благодати Божией на всю Русь... На причале отца Иоанна встретил монастырский наместник - архимандрит Александр. Он и познакомил батюшку с херсонесскими достопримечательностями. Древнегреческие колонны и мозаики, раскопки средневековых церквей и действующие храмы Свято-Владимирского монастыря произвели незабываемое впечатление на кронштадтских гостей. Из четырех монастырских церквей неизгладимый след оставил конечно же главный соборный храм, освященный в честь святого равноапостольного князя Владимира. Стены собора, сложеные из инкерманского камня, были возведены вокруг остатков древнего храма, аккуратно прикрытых мрамором. Наружные гранитные лестницы, ведущие на второй этаж, и множество колонн из итальянского мрамора придавали соборному храму оригинальный и величественный вид. Левый придел верхнего храма был освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного, первым принесшего в Крым свет веры Христовой. Правый придел - в честь святого благоверного князя Александра Невского. В нижнем этаже собора располагался храм в честь Рождества Богородицы. Отец Иоанн также познакомился и пообщался с братией монастыря, которую к тому моменту составляли: отец наместник, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха, 4 указных послушника и 10 человек, находившихся на испытании. Стоит отметить, что подавляющая часть насельников Свято- Владимирского монастыря состояла из людей, имевших достаточно высокий уровень образования: офицеров, интеллигенции и детей священно- и цервнослужителей. Это существенно влияло на формирование взаимоотношений среди братии, построенных на принципах высокой духовности. Рассказали отцу Иоанну, что монастырь посильно помогает и флоту. После того как недавно близ монастыря потерпел крушение, напоровшись в тумане на прибрежные скалы, пароход 'Петр', один из колоколов монастыря был специально назначен звонить во время тумана.
Два Владимирских собора Здесь при тебе чета твоих героев, С Корниловым Нахимов и при них Весь светлый лик христолюбивых боев, Которых прах лежит у стен родных. Князь Вяземский
После недолгой монашеской трапезы батюшке любезно предоставили провожатого, взявшегося показать дорогому гостю достопримечательности города. Осматривая исторические места и памятники гости из Кронштадта ознакомились еще с одним севастопольским собором святого князя Владимира - усыпальницей знаменитых адмиралов: Лазарева, Корнилова, Истомина и Нахимова. Наличие в одном городе двух величественных соборных храмов, столь похожих друг на друга и посвященных одному и тому же святому, вызвало неподдельный интерес: что крылось за этим? Гостям было рассказано следующее. История этих соборов началась в 1825 году, когда главный командир Черноморского флота и портов адмирал Алексей Самуилович Грейг просил высочайшего разрешения установить памятник на развалинах Херсонеса, где совершилось крещение язя Владимира и откуда пошло распространение православной веры на Руси. В 1842 году подписка на построение соборного храма дала уже 373 тысячи рублей. А в следующем, 1843 году, государь Николай Павлович утвердил проект храма для Херсонеса, разработанный академиком Константином Тоном и представлявший пятикупольный собор в русско-византийском стиле (архитектор Константин Тон - автор проекта Московского храма Христа Спасителя). В это время главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал М. П. Лазарев, основываясь на том, что в Севастополе при 60-тысячном населении имеется только две церкви (ветхий адмиралтейский собор и тогда еще маленькая Петропавловская церковь), просит государя предложенный для Херсонеса храм воздвигнуть в самом городе. После этого последовало высочайшее разрешение, и государь Николай I сам указал на плане Севастополя место для храма. В 1851 году в Вене скончался адмирал Лазарев. В память о его заслугах адмирал был похоронен в Севастополе, в специально сооруженном склепе на месте будущего собора святого Владимира. 15 июля 1854 года архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий освятил сие место и торжественно произвел закладку храма. При этом присутствовали начальник штаба Черноморского Флота генерал-адъютант вице-адмирал В. А. Корнилов и командир Севастопольского порта вице-адмирал М. Н. Станюкович. Предполагалось построить собор за три года, но военные действия 1854 - 1855 годов прервали строительные работы. До высадки неприятеля в Крыму успели построить лишь подвальный этаж. Во время обороны Севастополя в склепе, где покоился прах адмирала М. П. Лазарева, были похоронены, один за другим, его погибшие ученики сподвижники: адмиралы В. А. Корнилов, В. И. Истомин и П. С. Нахимов. Так еще не построенный собор стал усыпальницей героев - адмиралов, памятником обороны Севастополя 1854 - 1855 годов По окончании войны строительство храма было приостановлено до 1858 года, когда были начаты некоторые подготовительные работы. В 1859 году Севастополь представлял собой груду развалин с весьма незначительным количеством населения. В связи с этим последовало высочайшее распоряжение начатый собор достроить обыкновенной домовой церковью Инвалидного Дома, который предполагалось основать на том же месте. К тому времени было получено разрешение на строительство соборного храма в Херсонесе, куда Высочайше велено было отчислить половину средств (223660 руб.), собранных на продолжение возведения Свято-Владимирского собора-усыпальницы. 1862 год принес радостную весть. Было решено продолжить строительство Владимирского собора-усыпальницы. Проект был изменен архитектором А. А. Авдеевым, и храм стал однокупольным в строго византийском стиле. Государь, возобновляя строительство, лично пожертвовал на сие благое намерение 20 000 рублей на 4 большие колонны. Год 1871-й, в котором была закончена крыша собора, преподнес новый 'сюрприз'. Высочайшим повелением храм решили посвятить святому благоверному князю Александру Невскому. Но в 1873 году высочайшим повелением было оставлено прежнее наименование собора - в память святого князя Владимира. При этом храмовый праздник было предписано отмечать в разные дни с Владимирским собором на Херсонесе. Так как с 15 июля 1885 года в память равноапостольного князя Владимира и окончания Крымской войны по высочайшему указу ежегодно стал совершаться торжественный крестный ход из Севастополя, от Адмиралтейского собора, к Свято-Владимирскому монастырю на Херсонесе, учитывая высочайшее предписание 1873 года, можно предположить, что в другой день года праздновался престольный праздник Свято-Владимирского собора-усыпальницы. В 1875 году для усиления средств на постройку храма-усыпальницы было отчислено 18 000 рублей, полученных от продажи собранных в окрестностях Севастополя снарядов. 5 октября 1881 года нижний храм Владимирского собора был освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая Преосвященным Платоном, архиепископом Херсонским и Одесским. К октябрю 1888 года почти 33-метровый величественный собор был закончен и предстал пред народом во всей своей красе. 5 октября того же года его освятили в присутствии великого князя Константина Николаевича, под стройное пение хора певчих Черноморского флота. Престол же Херсонесского собора святого Владимира освятили позднее - 17 октября 1891 года.
| |||||