Телефонный справочник, карта города, погода в Севастополе развалины храма Христа Спасителя
Храм Христа-Спасителя располагался до 1475 г. на массиве Бойка (гора Сотира - 'Спаситель'-греч.). Массив Бойка является северным отрогом Ай-Петринской яйлы и отделен от нее Большим крымским каньоном. На территории массива археологами обнаружены несколько средневековых фортификационных сооружений, защищающих горные проходы и доступ на массив с Яйлы. Сам храм был построен в VIII-IХвв.. Интересно, что площадь, окружающая Храм и огороженная стенами и естественными преградами, составляла около 225 кв. км - это самое крупное по площади поселение средневекового Крыма. Поселение включало несколько отдельных ферм и культовых сооружений, объединенных общей оборонительной системой и построенных вокруг Храма. Вероятно, это был некий церковно-феодальный комплекс, характерный для средневековой Европы, но оригинальный для Тавриды. Появление таких крупных комплексах в труднодоступных горных районах Крыма в VIII в. историки связывают с упорной борьбой Византии и Хазарского каганата за Крым. Жестоко подавленные хазарами восстания христианского населения и повяление в круму нового кочевого завоевателя - печенегов привело к тому, что значительная часть греческого населения отошла от равнинного земледелия и занялась скотоводством, к чему располагали высокогорные луга Яйлы. Результатом стало появление высокогорных укрепленных поселений, в том числе и монастырского характера. Стены укреплений сложены из дикого камня - их ширина Ц 1,5Ц2,6 м., сохранились в высоту до 3-х метров. Длинными стенами перегорожены доступные перевалы, ведущие на плато Бойки. Общая протяженность заградительных стен массива достигает 1500м. Кроме того, имеются три укрепл+нных убежища (Куршлюк-I,II,III). В 1955-1956гг. археолог О.И.Домбровский, обследуя Бойкинский массив, обнаружил руины храма на возвышенности близ Махульдурского перевала. Большой храм (его размеры 27 х 18 м.) был построен из местного, довольно красивого камня - бойкинского конгломерата. Он представляет собой тр+хнефный, трехапсидный храм базиличного типа. Внутри храма - захоронения, очевидно, священников, служивших в н+м. К востоку от храма - некрополь, занимающий довольно обширную территорию. К храму примыкали остатки кузнечно-литейной мастерской. Исследования крепостей средневековой Таврики позволяют говорить о наличии такого производства во многих укреплениях. Железоделательное производство было развито и на Бойке. При раскопках находили крицы, шлак, железняковые конкреции, отдельные железные предметы. Кроме того, поблизости от храма выявлены остатки углеобжигательных ям - проводилась заготовка древесного угля для кузниц. Обнаружено три сельских поселения вокруг Храма: Первое поселение - недалеко от храма Спаса, на северном склоне массива. Вероятно, жители занимались скотоводством, углеобжигательным и кузнечным ремеслом, строительством и ремонтом оборонительных и хозяйственных сооружений. Второе поселение - у ручья Йохаган-су, в районе нынешней турстоянки <Бойка>. Котловина ручья, как и верховьев Большого Каньона, пригодна для садоводства, огородничества. Котловина защищена горами от суровых ветров, здесь изобилие влаги и достаточно урожайная лесная почва - все эти условия были идеальными для скотоводства и огородничества. В лесу вокруг стоянки до сих пор встречаются культурные плодовые деревья - груши, яблони, черешня (лесные сады - <чаиры>). Третье поселение с небольшим одноапсидным храмом располагалось на правом борту Большого Каньона, в районе родника Джевизлык (<Ореховый>). Жители селений, расположенных на массиве Бойки, очевидно, в древности выпасали скот на Ай-Петринской яйле, пользуясь древней скотопрогонной дорогой, шедшей по хребту, соединяющему массив Бойки с яйлой. В системе укреплений Бойки был предусмотрен и ров на этом хребте, на перемычке между г.Рока и Куш-кая. Одна из вершин плато Ай-Петри, расположенная на его северной стороне называется <Эндек> - <ров>. В военное время скот с поселений укрывался в укреплениях г. Куршлюк (Куршлюк I и II). | ||