Телефонный справочник, карта города, погода в Севастополе
Достопримечательности

Херсонес Таврический

Херсонес. Владимирский собор
Херсонес. Владимирский собор

Херсонес Таврический - так назывался город, основанный древнегреческими колонистами более двух с половиной тысяч лет назад на юго-западной оконечности Крыма. Теперь его руины - одна из главных достопримечательностей Севастополя.

Этому городу-государству суждена была долгая жизнь - почти две тысячи лет - и его история является частью истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии.

Жизнь херсонеситов, как и жителей других древнегреческих колоний, целиком зависела от земледельческой округи - хоры, как они сами ее называли. Сельские усадьбы и наделы граждан Херсонеса - объект исследования современных ученых различных специальностей. Окрестности города населяли различные племена, мирные и враждебные, а в средние века, когда Херсонес становится христианской столицей полуострова, вокруг него возникает большое количество монастырей и скитов, а также знаменитые пещерные города. В конце XIV века набег кочевников положил конец существованию города и руины его скрыла земля.

Только в 1827 году, спустя почти полвека после основания г. Севастополя, на этом месте начались раскопки, почти сразу же принесшие Херсонесу еще одно название - 'Русская Троя'. Год за годом из-под многовековых напластований появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города.

Находок было так много, что вскоре из них составилась интереснейшая экспозиция - так возник археологический музей. В 2002 году ему исполнилось 110 лет.

Слово 'Херсонес' обычно переводят с греческого как 'полуостров'. Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами. Тавры - воинственное племя, населявшее соседние горные местности, - послужили причиной эпитета 'Таврический', то есть, 'расположенный в области тавров'.

Другую версию возникновения названия города приводят современные ученые.

' ... на картах Птолемея появляется уже пятый Херсонес. Один в Крыму, второй в районе Мраморного моря, недалеко от Царь-Града, третий и четвертый в северной Африке, пятый в северной Германии. А если название реки Chersinus, впадающей в Балтийское море, тоже является формой произношения слова Херсонес, то на картах Птолемея обнаруживается уже шестой Херсонес.

Мы видим, что название Херсонес разносилось ордынцами-казаками в разные стороны по карте мира в эпоху великого = монгольского завоевания. Как и вдругих подобных случаях многократного дублирования названий, это было, скорее всего, не собственное абстрактное имя в современном смысле, а слово, допускающее осмысленный перевод и имеющее какое-то важное значение для средневековых людей. Очень вероятно, что слово Херсонес, произошло от славянского словосочетания (лозунга) Христа Нести, Христа Нес (Херсо-Нес). Этот лозунг дал название и Крестоносцам, то есть воинам-колонизаторам, которые распространяли, НЕСЛИ ХРИСТИАНСКУЮ веру, 'несли Христа' в эпоху создания и расширения Монгольской Империи. Поэтому, когда татары=крестоносцы колонизировали Африку, здесь и появились еще два названия Херсонес. А всего, как мы видим, Птолемей отметил по крайней мере пять или даже шесть Херсонесов в разных концах тогдашнего мира. Но потом скалигеровские редакторы постарались убрать с карт 'лишние' Херсонесы, чтобы уменьшить количество вопросов к своей версии истории.'

(из книги А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский

'Старые карты Великой Русской Империи')

Древний город Херсонес Таврический. Увлекательный путеводитель.

М.Золотарев, В.Хапаев. Севастополь. 2004.

По Херсонесским раскопкам

Центр

Покинув прохладные залы музея, мы совершим путешествие сквозь пространство и время. Пройдем по величественным руинам Херсонеса, осуществляя временной переход от классической древности к позднему средневековью. Наш маршрут проложен таким образом, чтобы вы зримо почувствовали, как строился и развивался Херсонес, как менялся облик города на различных этапах его жизни.

В этой книге (и на стенде напротив Монетного двора) помещен план Херсонеса. На нем отчетливо видна регулярная планировка города, разделенного сеткой улиц на прямоугольные кварталы. Это облегчало строительство водопроводных сооружений и водостоков. Площадь окруженного крепостными стенами Херсонеса составляла более 30 гектаров. Городские площади были невелики и располагались, как правило, в самых оживленных местах Ч в центре и у берега моря. Часто на них устраивались рынки.

В античное время Херсонес украшали арки, портики и многочисленные статуи. В центральной части города находились большие общественные сооружения Ч театр, монетный двор и т.д. Руины монетного двора находятся всего в нескольких метрах от здания средневекового отдела заповедника.

лМонетный двор+

Эта обширная усадьба, построенная в конце IV века до н.э., - одно из крупнейших и древнейших зданий, открытых на городище. Постройки группировались вокруг центрального двора Ч перистиля, окруженного портиками, которые поддерживали 26 колонн.

лМонетный двор+ был раскопан в 1904 году Карлом Казимировичем Косцюшко-Валюжиничем, но после раскопок монахи заставили археолога засыпать большую часть здания и разбили затем на этой насыпи сквер, зеленеющий и поныне. Сегодня вам открывается небольшая часть подвального этажа лмонетного двора+. Из подвала наверх вели две частично сохранившиеся лестницы. Одна выводила во двор усадьбы, другая поднималась на первый этаж. В подвале видна анфилада из четырех помещений, соединенных длинным коридором. Обратите внимание на типичную древнегреческую технику кладки: здание построено из огромных тщательно пригнанных друг к другу камней, уложенных без связующего раствора.

При раскопках усадьбы в одном из помещений археологи нашли остатки инструментов для плавки цветных металлов и 43 бронзовых кружочка (возможно, заготовки для чеканки монет). Поэтому было высказано предположение, что здание служило монетным двором. С тех пор гипотеза эта не получила дополнительных подтверждений, но и не была опровергнута. А потому, сделаем в этом уютном и прохладном месте небольшую остановку и расскажем о монетном деле Херсонеса.

Первыми деньгами древних греков были слитки бронзы или даже связки железных прутьев, именовавшиеся лоболами+. В VII веке до н.э. появились привычные нам монеты. В отличие от своих предшественников, они имели строго определенный вес, а оттискивавшееся на них изображение служило государственной гарантией точности веса и чистоты металла.

В Херсонесе монетная чеканка началась на рубеже V и IV веков, то есть еще до того, как был построен лмонетный двор+, возле которого мы находимся. Поначалу монеты Херсонеса обеспечивали только внутреннюю торговлю. Поэтому вес их был небольшим, а изготавливались они из меди. Самой мелкой херсонесской монетой была крохотная, размером со спичечную головку, ллепта+. По мере роста внешней торговли Херсонеса, росли и номиналы его монет. Соответственно, крупнее становились и сами монеты.

Наиболее распространенной в Древней Греции денежной единицей была серебряная драхма, весившая около 4,5 гр. Она равнялась шести мелким медным монетам Ч оболам (теперь это были уже не железные прутья). Сто драхм составляли одну мину, а шестьдесят мин Ч один талант. Мина и талант были мерами веса, монет таких размеров, конечно же, не чеканили, ведь мина приближалась к 450 граммам, а талант составлял более 26 кг. Поэтому государственные сокровища, размеры которых оценивались в минах и талантах, как правило, хранили в виде слитков.

После начала изготовления монет из металлических кружочков, появилось искусство чеканки изображений на них. В этом путеводителе представлено больше десятка древних и средневековых монет - как херсонесских, так и иноземных. В античности на них изображали олимпийских богов и героев, мифических животных и чудовищ и, конечно, главную богиню Херсонеса Ч Деву.

Для организации международной торговли, в которой обращались значительные суммы, Херсонес начал чеканить серебряную, а с началом новой эры Ч и золотую монету. Все металлы для монетных чеканок херсонеситы импортировали.

В средние века, несмотря на то, что Херсонес (Херсон) стал частью Византийской империи, монетное производство в городе сохранилось. Теперь это делалось с санкции центральных властей, а номиналы монет совпадали с принятыми во всем государстве.

лМонетный двор+ сгорел в пожаре в III веке до н.э. и был перенесен в другое место, которое пока не найдено, а на пепелище возникла большая жилая усадьба. Да это и не удивительно, ведь здесь проходила Главная улица Херсонеса Ч средоточие самых больших и красивых зданий города. К одному из них нам предстоит сейчас отправиться.

Античный театр

Аллеи сквера, высаженного на месте лмонетного двора+, приведут нас к Античному театру. Руины театра расположены на склонах глубокой балки, создавших когда-то естественный полукруг, очень удобный для размещения древнегреческого театра под открытым небом.

Театральные представления родились в Греции на рубеже VI-V веков до н.э. из народных празднеств, устраивавшихся в честь бога виноградарства, виноделия и всяческого веселья Диониса. Во время этих торжеств разыгрывались сценки из народной жизни или из мифов. В начале V века до н.э. в Афинах был выстроен первый стационарный театр, начались регулярные представления, появились первые профессиональные авторы.

История сохранила для нас произведения великих афинских драматургов Ч трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана.

С тех пор театры стали строиться во многих греческих городах. Среди них были и огромные, вмешавшие 20 тысяч зрителей, и лнебольшие+, рассчитанные на 1-2 тысячи человек. Херсонесский театр был по меркам античного времени невелик Ч он мог одновременно принять около 1000 зрителей. Херсонеситы возвели его в эпоху наивысшего расцвета города Ч на рубеже IV и III веков до н.э. В это время было проведено расширение городской территории, и удобная для размещения театра балка оказалась внутри городских стен.

По склонам холма полукругом разместили скамьи для зрителей - театрон, сложенные из известняковых плит. Театрон был разделен лестницами на 8 секторов, состоявших из 12 рядов каменных скамеек. Чтобы удобнее было сидеть на камне, зрители приносили с собой набитые шерстью подушечки. В первом ряду были установлены кресла для почетных граждан с мраморными подлокотниками. Полукруг театрона ограничивала сзади театральная преграда Ч амфилема, а внизу, на дне балки, находилась полукруглая площадка Ч орхестра. На ней во время представлений размещались музыканты и хор, ибо древнегреческие пьесы представляли собой диалог актеров и хора. От зрительных мест орхестра ограждалась невысоким полукруглым барьером.

Широкая центральная лестница, разделявшая театрон посредине, вела к жертвеннику богу Дионису, стоявшему на орхестре.

Позади орхестры, на двухметровом возвышении, располагалась сцена Ч проскений, на котором выступали актеры. За проскением находилось скене - помещение, в котором актеры переодевались. Там же хранились театральные маски, одеяния, всевозможные сценические приспособления. Актеры попадали на проскений через три двери, ведущие из скене. Зрители проходили в театр через два боковых входа - пароды. Входными билетами служили плоские кружочки из свинца или кости Ч тессеры.

Представления длились весь день, и театр был расположен так, что солнце освещало его с утра до вечера. В день представления затихала вся городская жизнь, и граждане собирались в театре. Греки считали театр лшколой для взрослых+. Как предполагают ученые, каждый гражданин имел свое постоянное место.

Ставились подряд три трагедии, объединенные общим сюжетом или идеей, а также - комедия или сатирическая драма. На представление трагедий с назидательными целями приводили даже преступников.

Театр был не только местом театральных представлений, но и центром общественной жизни. Здесь в III в. до н.э. мог публично читать историю Херсонеса летописец Сириек. Возможно, что в театре проводились и народные собрания. В начале весны херсонеситы в течение трех дней справляли пышные праздники - Дионисии, основным содержанием которых были театральные представления.

Во II веке до н.э., когда Херсонес вел тяжелейшие оборонительные войны против скифов, театральные представления в охваченном скорбью городе прекратились, и театр начал разрушаться. Но, перейдя под протекторат Рима и наладив мирную жизнь, херсонеситы в I веке н.э. возродили и театр.

Правда, теперь это сооружение должно было выполнять двойную функцию. Ему надлежало быть не только обиталищем муз, но и цирком, в котором устраивались свойственные римлянам жестокие забавы Ч бои гладиаторов и травли диких зверей.

Поэтому херсонесский театр пришлось перестроить. Была резко увеличена его вместимость Ч до 3000 зрителей. Для этого выше театрона из дерева и камня выстроили второй ярус зрительных рядов, своеобразную галерку. Орхестру, ставшую заодно и ареной, расширили до 23 метров в диаметре.

Для защиты зрителей от сражающихся бойцов и диких зверей, построили новый высокий барьер орхестры и возле него установили столбы, на которые навешивалась металлическая решетка. В глубине орхестры соорудили новый помост для представлений, намного шире и выше того, что был ранее.

Во время театральных постановок на орхестре устраивались дополнительные ряды для зрителей, а в дни гладиаторских боев их убирали.

Театр первых веков новой эры был пышно украшен. На одном из найденных здесь мраморных фризов изображена многофигурная рельефная композиция, состоящая из нескольких пар сражающихся гладиаторов. От него до наших дней сохранилось изображение лишь одной пары, с крупной надписью под ней, увековечивающей имя победителя.

Изображения сражающихся гладиаторов часто встречаются в Херсонесе на светильниках римского времени

Вблизи театра устанавливались мраморные плиты с надписями в честь организаторов и победителей музыкально-литературных состязаний - некоторые из них найдены при раскопках. Богам посвящались алтари, в том числе Ч Гармонии, матери девяти муз, богине справедливости Немесиде, покровительнице состязающихся актеров, атлетов, гладиаторов и солдат.

Когда в конце IV века новой эры христианство стало государственной религией Римской империи, театральные постановки, как лязыческие игрища+, стали запрещать. И великолепные театры античности приходят в запустение. Не избежал этой участи и херсонесский театр. Его забросили, потом превратили в свалку, а позднее на его руинах были выстроены жилые усадьбы и два христианских храма. Один из них, маленький, размещался на древней орхестре. При частичной реставрации театра он был разобран. Другой Ч большой крестообразный храм Ч сохранили и даже частично отреставрировали. Осмотрим это примечательное сооружение внимательнее.

лХрам с ковчегом+

Такое название дали храму археологи. При раскопках 1897 года здесь, в тайнике под алтарем, был найден серебряный ковчежец VI в. с мощами неизвестного святого, хранимый сейчас в Эрмитаже. Средневековое название этого храма неизвестно. Храм закрывает собой три сектора театрона и треть орхестры античного театра. Здесь мы с вами впервые сталкиваемся со сложнейшей проблемой херсонесской археологии. Город просуществовал 2000 лет, и за это время пережил по меньшей мере 4 строительных эпохи. И для того, чтобы раскопать и исследовать, а тем более Ч отреставрировать более древний слой, нужно полностью или частично уничтожить то, что находится выше и было построено позднее.

Археологи и реставраторы постоянно вынуждены искать компромисс, спасая и частично сохраняя и древние, и средневековые памятники Херсонеса. лХрам с ковчегом+, стоящий на руинах единственного найденого на территории стран СНГ античного театра Ч наглядный пример такого компромисса.

Храм был возведен в средние века, возможно, в IX-X в.в. Это - небольшое, но внушительное и добротное сооружение, построенное в форме равноконечного креста, к восточной стороне которого примыкало алтарное полукружие - апсида. В алтаре сохранились три каменные скамьи, сделанные когда-то для священнослужителей. Справа от алтаря находился дьяконник, а слева Ч жертвенник с бассейном, вырубленным из монолитного каменного блока. Передняя стенка бассейна украшена рельефным изображением кипарисов. Центральную часть храма венчал прямоугольный купол, а ветви креста были перекрыты двускатными черепичными крышами. лХрам с ковчегом+ - лучший по сохранности памятник Херсонеса. Его стены и по сей день поднимаются на высоту до двух метров.

А теперь нам предстоит отправиться в древнейшую часть Херсонеса - его Юго-Восточный район. Здесь началась история города, здесь же в XV веке затихала его жизнь. Для того, чтобы попасть в юго-восточный район, нужно вернуться ко входу в Заповедник и спуститься к оборонительным стенам.

Юго-Восточный район

Оборонительные стены

Приближаясь к Херсонесу по улице Древней, вы видели только верхнюю часть крепостных стен древнего города. Теперь же, стоя возле них на уровне горизонта IV века до н.э., вы невольно поразитесь их высоте и мощи. Действительно, оборонительная система Херсонеса была одной из лучших в Причерноморье. В средние века, когда стены с башнями окружали город со всех сторон, общая длина оборонительной линии превышала 3 километра. А толщина стен доходила до 4 метров! Следуя рельефу местности, стены то взбегали на холмы, то опускались в низины.

От древнейшей из известных нам оборонительных стен, построенной в V веке до н.э., сохранилось лишь несколько камней ее фундамента, включенных потом в состав другого здания. Она проходила несколько ближе к морю, чем та, что возвышается и поныне. При расширении городской территории в IV веке до н.э., эту стену разобрали и выстроили новую. Впоследствии, по мере того, как уровень почвы поднимался, росла вверх и оборонительная стена. А ее более древние части становились фундаментом для вновь построенных.

Сейчас стена раскопана полностью, как говорят археологи, до скалы. Она действительно стоит прямо на скале Ч первоначально у нее не было фундамента. И, скользя взглядом снизу вверх, вы можете увидеть, как изменялась в течение столетий технология крепостного строительства

Нижние ряды кладки выполнены в IV-III веках до н.э. Стена того времени сложена из двух параллельных рядов огромных тщательно обработанных каменных блоков, пространство между которыми заполнялось мелким бутом и глиной. Связующий раствор не применялся Ч блоки соединялись железными или деревянными скрепами Ч пиронами. Внешняя сторона камня была обработана в руст. Это означает, что по краям камень тщательно шлифовался, а в центре оставался необработанным, лдиким+. В XX веке так часто отделывали цоколи административных зданий, копируя древнюю технику кладки.

Выше расположена кладка римского времени. Поверхность плит облицовки здесь гладкая, а сами они Ч поменьше. Римляне уже широко применяли связующий известковый раствор с добавлением крупнозернистого песка или толченой керамики, позволявший делать кладку прочнее. На самом верху из небольших гладко отесанных камней выполнена средневековая кладка. Там, где облицовка отсутствует, видна внутренняя часть стен, состоявшая из смеси бутового камня и связующего раствора.

Оборонительная стена портового района Херсонеса во все времена была самой мощной, и ее укреплению уделялось особое внимание. Причина в том, что кварталы портового района, находившиеся в низине, практически на уровне моря, отлично простреливались с окружающих город холмов, и были очень уязвимы при нападении неприятеля. Поэтому херсонеситы прилагали огромные усилия, чтобы защитить этот важный участок. Строительство стен и башен, их ремонт и перестройка требовали огромных сил и материальных затрат, а потому были общегосударственным делом.

Городские ворота IV века до н.э.

Толщу оборонительных стен прорезают городские ворота IV века до н.э. Это Ч не только самые древние из найденных при раскопках ворот Херсонеса, но и лучшие по сохранности. Ширина ворот Ч 3,8 метра, а длина их с помощью специально пристроенных к воротам выступов Ч пилонов Ч доведена до 8,4 метра. В древности над воротами размещалась надвратная башня, но когда в первых веках новой эры ворота были заложены камнем, разобрали и башню.

В левом (если смотреть со стороны порта) пилоне сохранился паз, в который вставлялся брус, некогда запиравший полотнища ворот. У самого входа в ворота видны с обеих сторон вертикальные пазы. По ним скользила металлическая решетка - катаракта, которую в случае опасности можно было мгновенно опустить, не дожидаясь, пока закроются тяжелые створки

Когда ворота были открыты, катаракта находилась наверху Ч в надвратной башне. Во время осады города пространство между воротами и катарактой засыпали камнями и землей.

В эпоху средневековья древние ворота уже давно находились в земле, и о них никто не помнил. Уровень дневной поверхности того времени можно представить по средневековой калитке с арочным сводом, которая была построена в IX-X веках, и по чистой случайности располагается прямо над воротами.

лКазарма+

Слева от ворот находится одно из древнейших зданий Херсонеса Ч так называемая лказарма+. Оно было построено в IV веке до н.э. над линией более древней оборонительной стены. Сейчас это сооружение частично отреставрировано. Ученые всегда понимали, что это большое и явно общественное здание со множеством комнат как-то связано с воротами. Но как? Пока эта загадка до конца не решена. Сначала было высказано предположение, что здесь размещалось караульное помещение для городской стражи, из-за чего дом и получил свое название.

Но теперь большинство исследователей считают, что это была какая-то контора - биржа или таможня, мимо которой не мог пройти ни один приезжий.

Перибол

Пройдите сквозь ворота, и вы попадете в перибол. Так по-гречески называется пространство между двумя оборонительными стенами, которое имеет и другое, жутковатое название Ч лкоридор смерти+. Стремясь укрепить оборону города, херсонеситы и римляне в начале новой эры выстроили перед основной оборонительной стеной передовую Ч протейхизму.

Это сложное и дорогостоящее мероприятие позволило резко повысить обороноспособность Херсонеса. Теперь к основной стене города нельзя было подвести стенобитное орудие ибо, прорвавшись сквозь протейхизму, осаждающие попадали под обстрел с четырех сторон Ч с двух стен и ближайших башен. Выйти из этого каменного мешка живым было невозможно. Поэтому перибол и получил свое мрачное название.

Давайте пройдем по периболу до конца. Это Ч одно из самых насыщенных интересными памятниками мест Херсонеса. Советские и российские кинематографисты сняли здесь десятки фильмов, изображая то античную, то средневековую улицу.

Сначала обратите внимание на камень, лежащий справа у ворот. Это Ч мерлон Ч зубец, украшавший когда-то стену средневекового города. Такие зубцы стояли на верху стен и башен для того, чтобы можно было вести скрытое наблюдение за противником и безопасный обстрел его из лука. Зубцы придавали стенам горделивый вид и суровое изящество.

Позднеантичные склепы

А теперь поверните налево. Вы увидите два лприжавшихся+ к стене позднеантичных склепа. По многим причинам эти сооружения можно признать удивительными и уникальными. Они были построены так, что почти полностью находились в толще грунта, а на поверхности были видны только их ступенчатые перекрытия1. Но, несмотря на то, что долгое время ступени были буквально под ногами пешеходов, склепы остались неразграбленными.

Еще один Ч богатейший из херсонесских склепов, относящийся к IV-III в.в. до н.э., расположен под фундаментом оборонительной стены.

В пристенных склепах покоились урны с прахом знатнейших и богатейших граждан позднеантичного Херсонеса. Об этом свидетельствуют находки десятков уникальных золотых ювелирных украшений Ч серег, браслетов, колец, диадем, украшающих ныне всемирно известную коллекцию петербургского Эрмитажа, а также Ч прекрасные керамические и бронзовые сосуды, в которых покоился прах умерших, бусы из полудрагоценных камней, зеркала, стеклянные сосуды для благовоний, и многое другое. Большинство находок (кроме золотых) находится в фондах Херсонесского заповедника, а многие выставлены в его музейной экспозиции.

Внутри склепы очень похожи на лдомик+ с двускатной крышей. В стенax расположены ниши для урн, в которых покоился когда-то прах умерших. В центре большего склепа было установлено несколько гробов и саркофагов телами наиболее уважаемых членов семьи, которой принадлежала эта фамильная усыпальница.

|Стены и башни

Двигаясь дальше по периболу, вы идете вдоль 16-й куртины оборонительной стены. Куртинами называются пролеты стены между двумя башнями. Все башни и куртины оборонительной системы Херсонеса имеют свои порядковые номера. Неподалеку от древних ворот находится башня XIV, которая в античности была круглой (сохранились нижние ряды ее кладки), а в IX-X в.в. была перестроена в квадратную.

В толще 16-й куртины построена еще одна большая башня, которая называется Башней XV. Напротив нее, в протейхизме находится еще одна башня. Археологи дали ей довольно сложный номер Ч XV1. Во внешней оборонительной стене эта башня была единственной. Между этими двумя сооружениями, вероятно, были устроены дополнительные ворота, а на уровне второго этажа их соединял перекидной мостик.

16-я куртина заканчивается круглой башней XVI, в которой устроена хорошо сохранившаяся калитка. Здесь оборонительная стена раздваивается. Одна продолжает линию оборонительных стен и именуется 19-й куртиной. Другая резко сворачивает к морю (из перибола она не видна). Это Ч 18-я куртина, которая была построена раньше девятнадцатой. В III веке до н.э., когда начинались войны со скифами, городская территория в этом месте была расширена Ч построили 19-ю куртину, большую фланговую башню и отходящую от нее к морю 20-ю куртину. Но оказавшуюся внутри городской черты старую стену (18-ю куртину) разбирать не стали, и так образовалось окруженное со всех сторон стенами пространство, которое археологи назвали лцитаделью+.

В начале новой эры это место облюбовали римляне. Мы войдем в цитадель чуть позже, а пока вдоль 19-й куртины наш путь лежит к крупнейшей и самой знаменитой башне Херсонеса.

лБашня Зенона+

Фланговая башня XVII или Башня Зенона замыкает городскую оборонительную систему на самом уязвимом участке. Поэтому размеры ее беспрецедентны. Диаметр башни Ч более 23 метров! Об этом удивительном сооружении можно писать книги, настолько интересна ее история. Сначала Ч о ее невиданных размерах. Первоначально башня XVII, построенная в III веке до н.э., имела небольшую толщину Ч 8 метров. Причем, строили ее в страшной спешке, в условиях приближающейся осады. Поэтому в качестве строительного материала использовали надгробные памятники из близлежащего некрополя. Предполагают также, что смертельная опасность заставила херсонеситов, живших за городом в сельских усадьбах, покинуть свои жилища и искать убежища за городскими стенами. А камень из оставленных земледельцами жилищ был использован вместе с надгробиями для укрепления оборонительных стен Херсонеса.

Все те надгробные стелы, что выставлены в античном зале, найдены в кладке первоначальной башни XVII, которая получила название лядра башни Зенона+. Потом, в начале новой эры, толщину башни увеличили, пристроив к ней еще один каменный пояс. Впоследствии это проделали еще дважды Ч в V и в IX-X веках. Причем, во время последнего утолщения, позднеантичную кладку внутри башни разобрали и оборудовали в ней караульное помещение. Свое название башня получила по имени византийского императора Зенона, отпустившего в 488 году средства на ремонт оборонительных стен Херсонеса, о чем сообщается в дошедшей до наспамятной надписи. Плита с этим текстом хранится в средневековом зале музея, а место ее находки осталось загадкой. Известно только, что плита эта из Херсонеса, а куплена была в Симферополе в XIX веке. Но поскольку в надписи говорится о ремонте стен при императоре Зеноне, а башня XVII как раз в это время получила второй пояс утолщения, ученые дали ей имя византийского владыки.

Протейхизма лобнимает+ башню и идет дальше к морю параллельно 20-й куртине. А возле башни во внешней стене устроены городские ворота.

Со времен поздней античности и до конца истории Херсонеса это был главный въезд в город. Путники и караваны проезжали сквозь ворота, видели справа от себя гигантскую башню и начинали долгий путь по периболу, ведший к основным городским воротам (в конце Главной улицы).

Глядя на закованных в доспехи стражников, стоящих на высоких стенах чужого города, путник ощущал себя маленьким и беззащитным. И понимал: грозная херсонесская крепость неприступна. А вернувшись домой, рассказывал об этом соплеменникам. Может быть, в таком психологическом приеме был один из секретов неприступности Херсонеса, который удалось взять штурмом всего лишь дважды в его истории, да и то - на ее исходе?

Цитадель

А теперь вернемся к началу 19-й куртины и через перекрытую арочным сводом калитку в башне XVI1 войдем в Цитадель Херсонеса. Сейчас цитадель окружена стенами только с трех сторон. Стена, обращенная к морю, в конце XVIII Ч начале XIX веков была разобрана.

Площадь цитадели Ч примерно полгектара. В начале новой эры здесь находилась резиденция начальника римского гарнизона Херсонеса и его штаб, казарма, римская баня (термы), необходимые гарнизону мастерские. К сожалению, остатки сооружений римского времени, разоренных в раннее средневековье, столь незначительны, что самостоятельно разобраться в них путешественнику, скорее всего, не удастся.

В средневековье цитадель продолжала использоваться как административный квартал Херсона. Здесь находились здания администрации местного военно-административного округа Ч Херсонской фемы. Одно из них было настоящим маленьким дворцом Ч со входом, украшенным колоннами и портиком, с обширными помещениями. Здесь же размещалась небольшая базилика и два плаца.

И только в позднее средневековье, когда Херсон оказался предоставленным самому себе, административные здания здесь сменяются неказистым домиком и маленьким кладбищем. Единственным примечательным памятником этого времени в цитадели была небольшая часовня, пристроенная к стене 19-й куртины. Когда ее открыли в 1907 году, она была почти не разрушенной. На ее стенах даже сохранялись следы штукатурки и фресок. Но во время Крымского землетрясения 1927 года она очень сильно пострадала.

Портовый район

Через калитку римского времени, прорезающую 18-ю куртину, пройдем в портовый район. Когда-то в херсонесской гавани стояли военные и торговые суда, а в порту жили люди, связанные с морским делом - матросы, поставщики леса, плотники, кузнецы и купцы. Здесь размещались склады, торговые лавки, мастерские по ремонту судов. Эта интереснейшая часть древнего города исследована далеко не полностью, но мы знаем, что в начале новой эры, когда в цитадели находился римский гарнизон, в этом Ч ближайшем к расположению римских солдат районе - жили те, кто их сопровождал Ч семьи, приживалки, ремесленники, мелкие торговцы и ветераны римской армии. Позднее, в средневековье, здесь разместились усадьбы зажиточных горожан.

Раскопками второй половины XX века вскрыты два городских квартала. Большинство руин, которые открываются вашим глазам Ч позднесредневековые, хотя под ними скрываются и остатки более ранних построек. Близость грунтовых вод, которые в этом низинном месте находятся высоко у поверхности, часто останавливает археологов и не позволяет им тщательно изучить остатки построек не только IV-III в.в. до н.э., но даже и римского времени.

Среди девяти жилых средневековых усадеб - а здесь, судя по находкам, жили кузнец, земледелец, гончар - на маленькой внутриквартальной площади находится небольшой, но примечательный храм. Благодаря разгрузочным аркам, устроенным в его стенах, он получил название лХрам с аркосолиями+. Эту квартальную часовню построили в XII веке, потом неоднократно перестраивали, и она просуществовала до конца XIV века.

Разгрузочные арки в стенах были устроены над могилами-костницами. Здесь уместно будет пояснить, что это такое. В средневековье погребальный обряд очень сильно отличался от античного. В античности хоронить в пределах городской черты категорически запрещалось. Нам известен лишь один подобный случай, который носил экстраординарный характер (читайте об этом в главе лЛегенды Херсонеса+), а остальные горожане находили свое упокоение в загородных некрополях. Один из них начинался как раз за стенами юго-восточного района города.

В христианскую эпоху постепенно сложилась традиция захоронения умерших под полом городских храмов и вокруг них. Сначала это проделывали только со знатными людьми и священнослужителями, а в позднее средневековье подобную привилегию получили все горожане. Но вместить всех покойников церкви не могли, да и с санитарной точки зрения это было очень опасно. Поэтому поступали так: умершего сначала хоронили за городом, а спустя несколько лет, когда плоть истлеет, кости переносили в Херсонес Ч в семейные усыпальницы-костницы. Усыпальницы священников и знати размешались в больших церквах, а простые горожане находили покой в маленьких квартальных часовнях.

Углубления в стенах под арками в лХраме с аркосолиями+ были наполнены костяками 400 человек! В каждой могиле находилось от 5 до 45 костяков. Во время последнего пожара города в 1399 году храм уцелел, но был забршен, и в мусоре, накопившемся на его полу, какая-то семья похоронила своего грудного младенца. В храме при раскопках была найдена небольшая бронзовая позолоченная икона, изображающая св. Лукиллиана и св. мученика Кира Александрийского.

В средневековье портовый район отделили от моря оборонительной стеной, которая, к сожалению, практически полностью уничтожена (в конце XVIII века она еще существовала). Частично ее затопило море, частично Ч разобрали на стройматериалы люди. Эта стена дважды меняла свое местоположение: по мере того, как море в средние века мелело и отступало, на берегу возводили новую линию укреплений. Сейчас уровень моря, наоборот, поднимается. Этот циклический процесс ученые называют трансгрессией.

Наше путешествие по юго-восточному району завершено, и из Нижнего города нам с вами предстоит перебраться в Верхний. Посмотрите отсюда, из порта, на Владимирский собор. Там, на самом возвышенном месте Херсонеса, который археологи условно именуют акрополем, находилась его главная площадь Ч Агора. Теперь наш путь по асфальтированной аллее проляжет именно туда.

Агора и главная улица

Агора Ч главная площадь херсонеса

Во все времена агора была центром города, средоточием его общественной жизни. Центральная площадь находится на Главной улице Херсонеса, и делит ее на две неравные части. От площади к морю идет раскопанный и хорошо видный участок улицы длиной 300 метров, позади - в сторону музея и далее - пролегли еще 600 метров главной городской магистрали. Большая часть этого участка до сих пор не раскопана и таит в себе немало загадок, многие из которых еще долго останутся неразгаданными Ч здесь находятся современные постройки.

Площадь агоры Ч около одного гектара. Для густонаселенного древнего города, зажатого крепостными стенами, это Ч много. В античности здесь могли находиться храмы Афродиты и божества Херсонас, алтарь богини Девы, стояла стела с текстом Присяги граждан Херсонеса, почетные декреты и тексты международных договоров. Площадь украшали многочисленные статуи богов, героев Херсонеса, а в римскую эпоху Ч обожествленных императоров. Ее окружали портики с колоннами, защищавшие горожан: летом Ч от жары, а зимой от непогоды.

Обычно агора была городским рынком. На ней размещались торговые ряды, где продавали свои изделия гончары, кузнецы, ювелиры, косторезы, кожевники, ткачи и др. В расположенных здесь лавках можно было также купить продукты Ч мясо и рыбу, овощи и фрукты, хлеб и пряности, амфоры с маслом и вином.

В средние века значительно изменился облик площади, но не ее предназначение. Вместо храмов языческих божеств здесь воздвигли 6 христианских церквей, и агора сохранила свой статус религиозного центра Херсона. Не утратила она его и по сей день.

Исследование агоры началось в первый же год раскопок древнего города. В 1827 году Николай Крузе открыл первый из христианских храмов, стоявших на площади. Впоследствии было высказано предположение, что эта крестообразная церковь Ч место крещения князя Владимира. Поэтому в 1859 году было принято решение построить здесь огромный храм-памятник в честь знаменательного для Руси события. Храм, открытый Крузе, был включен в объем нового собора и стал священной реликвией Ч его руины даже отделали мрамором. Остальные пять храмов агоры были раскопаны накануне Крымской войны, но при строительстве Владимирского собора руины трех из них были снесены.

Решение о строительстве Владимирского собора в Херсонесе было принято царем Александром II, который лично присутствовал при закладке храма, состоявшейся 23 августа 1861 года.

Строили храм очень медленно. Осовные строительные работы завершили к 1876 году, а затем стройку забросили на 10 лет. Отделка и роспись храма проводились уже при следующем императоре - Александре III - с 1887 по 1894 год.

Главный престол собора Ч во имя св. Владимира Ч был освящен в 1891 году. Собор построен по проекту академика архитектуры Д.И. Гримма в стиле византийских крестово-купольных храмов IX-XI в.в. и имеет два этажа.

До революции в нижнем храме хранилась частица мощей св. равноапостольного великого князя Владимира, доставленная в Херсонес из Домовой церкви Зимнего дворца.

В верхнем и нижнем храмах, помимо основных престолов, имеется по два придела. До революции успели освятить придел во имя св. Александра Невского в Верхнем храме, и во имя св. Мартиниана - в Нижнем. Главный престол Нижнего храма освящен во имя Пресвятой Богородицы.

В украшении собора принимали участие выдающиеся русские художники: А.И. Корзухин, Г.А. Молокин, Т.А. Нефф, итальянские мраморных дел мастера, талантливый резчик по дереву В. Корецкий, и десятки других художников и мастеровых. В убранство храма были включены картины выдающихся русских художников первой половины XIX столетия Ч П.Т. Рисса, И.А. Майкова и Е.А. Сорокина.

До революции собор находился в составе Херсонесского Свято-Владимирского мужского монастыря. В 1924 году монастырь был закрыт, а в 1925 году в его помещениях, в том числе и в соборе, разместился Херсонесский музей. В верхнем храме развернули экспозицию находок из средневековых христианских церквей Херсонеса, а в нижнем Ч лапидарий (хранилище каменных надписей).

Во время второй героической обороны Севастополя в купол собора попал фугасный снаряд, и он сильно пострадал. А в 1944 году, накануне отступления фашистских войск, собор был взорван. Рухнул купол, перекрытия и стены покрылись трещинами.

В разрушенном виде храм простоял до 1999 года, когда, по постановлению Кабинета Министров Украины, началась его реставрация. 28 июля 2001 года, в ознаменование окончания общестроительных работ, была проведена

церемония воздвижения креста на куполе собора, в которой приняли участие президенты Украины Леонид Кучма и России Владимир Путин. К 2004 г. восстановление внутреннего убранства собора в основном завершено.

Главная улица

Обойдя собор справа, выйдем к северо-восточному участку Главной улицы. Когда-то она пересекала весь Херсонес и вела от городских ворот к небольшой приморской площади, на которой нам еще предстоит побывать. Общая длина улицы Ч 900 м., ширина Ч 6,5 м. Через каждые 26-27 метров главную городскую магистраль пересекали поперечные улицы, а параллельно ей шли продольные. Улица была вымощена каменны ми плитами, по бокам ее шли канализационные желоба, частично сохранившиеся до сих пор.

Благоустройству города и его санитарному состоянию местные власти уделяли большое внимание. В античную эпоху городским хозяйством ведала коллегия астиномов. Должностные лица следили за тем, чтобы улицы содержались в чистоте, окна и двери не открывались наружу, а балконы не нависали над улицами. Строго регламентировалась и ширина улиц.

Во все периоды жизни города его главная магистраль была полна жизни. В прилегающих к ней кварталах были найдены полуземлянки первых поселенцев Херсонеса. Сейчас их раскопано уже более полутора десятков. На полах этих примитивных жилищ археологи нашли предметы быта первых поколений херсонеситов. Пройдя по улице, мы с вами увидим античные и средневековые усадьбы, постамент античной статуи, и... один из самых загадочных христианских храмов Херсонеса.

В третьем от собора городском квартале, слева, (на плане он тоже помечен цифрой III) находится так называемый Подземный храм. Он был открыт в конце XIX века, небрежно и в спешке исследован, в результате чего превратился в объект-загадку.

Это Ч вырубленное в скале подземное помещение, имеющее форму креста. Его длина Ч около 8 м., наибольшая ширина Ч 4,5 метра. В подземелье ведет восемь каменных ступеней, внезапно обрывающихся. Далее вниз вела деревянная лестница, которую поддерживал массивный каменный столб. Долгое время предполагалось, что это был тайный храм первых христиан Херсонеса, под который приспособили рыбозасолочную цистерну. Тот факт, что храм находится на главной улице, в двух шагах от главной площади, объясняли тем, что первыми христианами Херсонеса, вероятно, были не бедняки, как в других районах Римской империи, а знать Ч люди, часто выезжавшие в другие места и не чуждые последней религиозной лмоде+.

В средние века место, где находилось описываемое подземелье, было очень почитаемым, т.к. около VII века над ним устроили часовню, а в самом подземелье были произведены мемориальные захоронения.

Современные специалисты связывают почитание херсонеситами этого места с памятью одного из первых Херсонесских епископов IV в. до н.э. - Василия, прибывшего в город по благословению Иерусалимского патриарха. Согласно написанным в VII веке лЖитиям святых епископов Херсонских+, Василий, прибыв в город, стал проповедовать веру Христову на главной городской площади, но возмущенные жители Ч язычники и иудеи Ч избили проповедника. Гонимый Василий укрылся в некой пещере, именуемой Парфеноном (дословно Ч храм девы).

С почитанием св. епископа Василия специалисты и связывают описываемое подземное сооружение. Предполагается, что в дохристианские времена оно использовалось как храм одного из языческих божеств: то ли Артемиды (Девы), часто отождествляемой с богиней Луны и магии Селеной, то ли - богини подземного царства Коры Персефоны.

Высказывается предположение, что в темноте подземного святилища, освещаемого луной через отверстие в потолке, в языческие времена творились колдовские обряды, а к IV веку, когда в город прибыл проповедовать Василий, храм был уже заброшен.

Херсонес Таврический на карте



Рейтинг@Mail.ru