Телефонный справочник, карта города, погода в Севастополе пещерный монастырь Шулдан
У села Терновка под Севастополем, юго-восточнее Мангупа, сохранились остатки двух средневековых монастырей. Первый из них небольшой пещерный монастырь Шулдан, датируемый концом VIII века. Из монастырского комплекса сохранился храм с крещальней и епископским креслом в алтаре, высеченном в скале. На стенах его и сейчас еще заметны следы росписи, которую датируют XII-XIII вв. Одновременно с Шулданом возник более значительный по размерам пещерный монастырь Челтер. Челтер находится в двух километрах от Шулдана в сторону Севастополя. В нем насчитывается более 50-ти пещер, расположенных в четыре яруса. Наземные здания, стоявшие на склонах, не сохранились. Во время монголо-татарского нашествия оба монастыря погибли.
Шулдан Монастырь Шулдан (Отдающий эхо) расположен к северу от сел Терновка Севастопольского горсовета в обрывах скалы Шулдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений (кельи, хозяйственные и др.) общим числом до 20, которые расположены в два яруса. В XIX в. подробные сведения о монастыре опубликовали Д. М. Струков и А. Л. Бертье-Делагард. Детально Шулдан был обследован в 1933 г. В. П. Бабенчиковым, который в рамках Эски-керменской экспедиции провел здесь зачистки ряда помещений. Им было составлено подробное описание монастыря, особенно главного храма и выполнены архитектурные обмеры. Сведения о монастыре присутствуют в работах Н.И. Репникова и автора настоящей работы. В истории монастыря выделяются два строительных периода. Первоначальный христианский культовый комплекс в скале Шулдан мог возникнуть в XIII Ч XIV вв. Скорее всего он был небольших размеров. На месте современной церкви располагалась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней. В период Феодоро, вероятнее, не ранее начала XV в., монастырь перестраивается, храм расширяется, появляется новый баптистерий. Учитывая пропорции храма и наличие горнего места, монастырь был не последним в церковной иерархии. Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита. Ведь Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро Ч Мангупа. По-видимому, в XV в. были созданы и остальные помещения монастыря. Вероятнее всего, с конца XV в., после захвата Крыма турками, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота. Церковь № I (главный храм) находится в первом ярусе (первый ярус монастыря расположен в естественном гроте). В плане она представляет собой вытянутый прямоугольник, перекрытый полуциркульным сводом. Алтарная часть подковообразной формы, размерами 3x2,55x3.65 м приподнята над уровнем пола на 0,15 м. Апсида отделялась от основного помещения алтарной преградой, вырубленной в скале, шириной 0,12 м и высотой 1,4 м. В настоящее время сохранилась лишь часть ее, у стен на высоту 0,85 м. Над алтарной преградой сохранились пазы для установки деревянного иконостаса, который достигал 2,5 м высоты, а в полу Ч подрубки для установки царских врат. В полу апсиды вырублено прямоугольное углубление для установки престола, а в нем подрубка для вложения мощей. В основании стены апсиды на высоте 1 м помещается двухступенчатый синтрон. В центре синтрона Ч лгорнее место+ и ниша для установки запрестольного образа. Наос прямоугольный, размерами 4x3,3x3,65 м. В северной стене вырублена скамья. На стыке последней с алтарной преградой высечена гробница в виде аркосолии 1,80x0,4x0,65 м, а под ней в полу могила. Наос от апсиды отделялся полуциркульной аркой. В южной стене дверной проем на площадку над обрывом, рядом с ним в стене ниша с окном, а под ней гробница. Всего на данной площадке три могилы. Над западной стеной высечена ниша для иконы. Вход в натрекс со стороны наоса плохо сохранился, его приблизительные размеры 2,6x3,2x2,6 м. Кроме этого, из наоса имелись выходы на южную площадку и в часовню, расположенную к северу. В нартексе вдоль северной стены вырублена скамья, а в южной имелся выход на балкон, нависавший над обрывом. На северной стене храма еще в 30-е гг. XX в. были видны остатки фресковой росписи, фигуры в рост на синем фоне, обрамленные красной каймой. Бертье-Делагард видел среди фресок изображение Богоматери. Часовня размерами 4,1x2,1x1,95 м, неправильной в плане формы расположена к северу от церкви. В нее вели два хода - арочный с запада (с нартекса) и уже упоминавшийся из наоса. Над первым вырублена ниша для установки иконы. В северной стене часовни расположена усыпальница, под ней в полу гробница. Крещальня прямоугольная, с закруглением в восточной части размерами 2, 1 х2,05х2 м. Арочный вход (1,95x0,73 м) с двумя ступенями вел из алтаря храма. В восточной стене расположена ниша, в основании которой вырублена купель, перекрывавшаяся деревянным щитом. В южной части на высоте 0,55 м вырублено окно (1,2x0,65x0,8 м). К западу от крещальни видны остатки какого-то помещения и вырубки Ч круглой ямы с прямоугольной подрубкой размерами 1,6x1,1x1,2 м, На последнем этапе жизни монастыря здесь совершались захоронения. Но первоначально это была древнейшая крещальня. Судя по подрубкам в скале, сохранившийся храм не был первоначальным, а возник на месте более раннего и меньшего по размерам. Его апсида очевидно, заканчивалась на линии современной алтарной преграды. Из алтаря имелся выход в древнюю крещальню. Затем церковь расширяется, строится новый баптистерий, а старый переоборудуется в могилу. (Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма. С. 237 Ч 238; Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. С. 36 Ч 37: Струков Д.М. Древние памятники христианства в Тавриде. С. 31.) Церковь № 2 (рис. 19), расположена во втором ярусе, над восточным входом в монастырь. В него попадали из естественного грота в восточной части комплекса по лестнице, ныне частично разрушенной. Храм имел неправильную в плане форму и размеры 9,6x4,7x1,9 м, его престол выполнен в виде небольшой арочной ниши, вырубленной в восточной стене пещеры. Жертвенник размещался на выступе южной стены. Вдоль северной находится скамья. заходящая в алтарь, который отделялся от наоса деревянной алтарной преградой - от нее сохранились подрубки в стене. Южная стена частично разрушена, а ней расположены три окна - два рядом с алтарем и одно недалеко от входа-Возможно, в церкви, в западной части, имелся нартекс. (Бертье-Делагард. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма.)
Из книги 'Пещерные города в Крыму'. Ю.М.Могаричев. Симферополь. 2005.
| ||||||||