Телефонный справочник, карта города, погода в Севастополе монастырь Космо-Домианский
Из книги 'Космо-Дамиановский монастырь в Крыму'. Людмила Ясельская, Рина Замтарадзе. Смферополь, 'Таврия', 2006.
В глубине Горного Крыма. Серебряный родник братьев-бессребреников. Святые Косма и Дамиан - целители безмездные Космо-Дамиановский монастырь расположен недалеко от Алушты (около 20 км), на высоте 800 м над уровнем моря, в одном из самых замечательных мест полуострова. Чтобы по пасть сюда, нужно преодолеть нелегкий путь через перевал Кебит-Богаз - глубокое понижение, которое прорезает хребет Чатыр-Дага, подчеркивая его грандиозность и величие. Напоенная живительной влагой долина покрыта дремучим, по преимуществу буковым лесом. Здесь всегда прохладно, лучи солнца едва пробиваются через чащобу, сквозь кроны многовековых деревьев. Космо-Дамиановский монастырь находится в чрезвычайно красивом, но труднодоступном месте, в глубоком лесном ущелье. Характерной особенностью котловины, где располагается обитель, является более поздний, чем в других местах Крыма, восход солнца и более ранний его заход. Даже в июле эта разница выражена в двух часах утром и в двух вечером. Зимой солнце редко заглядывает в монастырское ущелье, а летом его видно только с вершин окрестных гор, поэтому даже в летнее время утром и вечером здесь довольно прохладно. Уже в августе в горах начинаются частые дожди, ночи становятся холодными. Кто бывал в космо-дамиановском урочище поздней осенью, мог видеть удивительную картину: Кебит-Богаз невысок, и в эту пору в начале дня ветер гонит с моря облака; сгущаясь, они поднимаются к высшей точке перевала и, как белая риза, падают к Альме, превратившись в сверкающий водопад... Место, где в хрустальном воздухе небо сочеталось с землей, поистине отмечено Богом: и живописностью, и первозданной чистотой. По дну центральной котловины, между зелеными склонами Бабугана и гор Чучель и Черной, бьет из горных недр родник Савлух-Су (лздоровая, или живая вода+, крым-тат.) - один их истоков реки Альмы. Вода в нем прозрачная, богатая минералами, включая и редкие для естественных источников - литий и серебро. И на вкус она отменная, всегда, даже летом, холодная. Когда в середине июля 1891 года здесь побывали члены Крымского горного клуба, они замерили температуру воздуха- 12°R (15°C) и температуру воды в источнике - 6,5°R (8,ГС) - это в самый жаркий месяц! Но, по словам святителя Иннокентия (Борисова) - инициатора создания монастыря, лнесмотря на великую степень холода воды в нем, которую можно назвать холодным кипятком, приходящие туда богомольцы с благоговением пьют (в воз можно большом количестве, ибо она крайне вкусна) эту воду и погружаются в нее для купания. Сильный холод объемлет присем человека и, кажется, проходит до костей и самых мозгов. Но среди сего, по-видимому, небезопасного действия воды и подается многим недужным исцеление+. Краевед В.Х. Кондараки, известный исследователь полуострова, автор фундаментального труда лУниверсальное описание Крыма+ (1875 г.), предполагал, что здесь в средне-вековье был храм в честь святых бессребреников Космы и Дамиана: христиане Крыма часто возводили церкви в укромных местах вблизи источников. И до сих пор в горной части полуострова исследователи находят остатки храмов в основном у ручьев или природных водоемов. После пересе ления части христиан из Крыма в Приазовье в 1778 году на полуострове опустели более 80 населенных пунктов, заброшенные храмы разрушались. Скорее всего, такая же участь постигла и храм у источника Савлух-Су. Православная Церковь чествует три пары святых врачевателей: святых мучеников бессребреников Коему и Дамиана Аравийских (память - 17/30 октября), бессребреников и чу дотворцев Коему и Дамиана Асийских и матерь их преподобную Феодотию (память - 1/14 ноября). Источник, текущий в крымских горах, получил свое название в честь святых мучеников, чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме в 284 году (память 1/14 июля). Братья Косма и Дамиан родились в Риме. Родители их были знатными и богатыми людьми и стремились дать сыновьям хорошее образование. Из всех наук братья выбрали врачевание: изучали болезни, узнавали целебные свойства растений и вскоре стали искусными врачами. Господь благословил их труды: возлагая руки на больных, братья воз вращали им здоровье. Своим милосердным отношением к людям (и даже животным!) многих обращали они ко Христу. Святые говорили больным: лНе своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы+. И те получали выздоровление по своей вере. Многие принимали христианство. Всех без исключения искусные целители лечили бесплатно, следуя словам Спасителя: лДаром получили, даром давайте+ (Мф. 10, 8). За это люди называли их бессребрениками, или безмездными врачами. Помимо исцеления, они щедро оказывали милосердие нуждающимся: доставшееся от родителей имущество раздавали бедным, питали голодных, одевали нагих. Об их чудотворных врачеваниях донесли римскому императору Карину (Карин Марк Аврелий, римский император с июля 283 до Лета 285 г). Это было время жестоких гонений на христианство. Император отправил за ними воинов, но местные жители укрыли братьев в пещере. Тогда воины схватили почтенных мужей этого селения и в цепях повели в Рим. Узнав, что вместо них схватили двух других людей, Косма и Дамиан сами вышли навстречу преследователям, желая с радостью пострадать за имя Христово. В оковах их доставили в Рим и заточили в темницу. На суде, где святых братьев обвинили в колдовстве, они открыто исповедали свою веру во Христа Бога, пришедшего на землю спасти человечество и искупить грех мира. Принести жертву языческим богам Косма и Дамиан решительно отказались - отречение от Христа было равносильно отречению от самого себя. По молитве братьев Господь поразил Карина тяжелой болезнью, чтобы он на себе испытал всемогущество Божие. Внезапно лицо императора исказилось, шея искривилась так, что он не мог ее повернуть. Народ, увидев это, уверовал во Христа и умолял святых врачей исцелить императора, о том же молил и сам император, говоря: лВерую в Тя, Господи Иисусе, истинный Боже, помилуй меня и не помяни первого моего неведения!+. После этих слов наступило исцеление, и братья, получив свободу вновь вернулись к своему делу врачевания больных. Язычники отступили перед твердой верой Космы и Да-миана. Но есть страшный человеческий порок - зависть, и святые целители пали его жертвой. Им, когда-то любимым ученикам, завидовал их же учитель, старый врач. Он отправился с братьями в горы якобы за редкими травами. Зайдя в глухие места, он устроил так, чтобы каждый собирал растения отдельно, и там, в лесу, поодиночке убил их и сбросил тела в колодец. Так страстотерпцы Христовы, безмездные целители святые братья Косма и Дамиан, окончили свой земной путь и приняли мученические венцы от Господа спаса нашего Иисуса Христа.
Из дали времен. Неиссякаемое чудо Документальных свидетельств о пребывании святых братьев в Крыму нет, но на протяжении многих столетий не умирают предания о них. Крымские татары верили, что святые были убиты именно в крымских горах и похоронены неподалеку от источника Савлух-Су - под двумя буками, похожими друг на друга, как братья. Омывшись в источнике, они поднимались на гору к этим деревьям, служившим, по их мнению, надгробным памятником святым. Одно из преданий свидетельствует, что как-то старый благочестивый грек остановился отдохнуть у целебного источника. После долгого пути его сморил сон, в котором ему привиделись два странника. Они напились воды, затем подошли к сваленному бурей дереву и исчезли. Старец проснулся, подошел к дереву, за которым, как ему показалось, скрылись путники. Под ним лежала икона с ликами двух святых мужей и надписью: лКосма и Дамиан+. Присмотревшись к изображению ликов на иконе, он понял, кого видел во сне. Рассказывают также, что однажды сюда пришел больной проказой пастух. Измученный долгим путешествием и болезнью, он опустился на землю и заснул. Во сне явились ему святые Косма и Дамиан. лИскупайся в источнике и будешь здоров+, - сказали они пастуху и исчезли. Больной, проснувшись, исполнил то, что ему повелели, ему стало легче, и он снова заснул. Братья-целители явились вновь и обратились к пастуху: лТеперь ты здоров. Но помни, что каждый год первого июля ты должен приходить к источнику для омовения. Передай всем страждущим, чтобы делали то же+. И люди стали идти к источнику. Здесь исцелился слепой Попов, грек из Симферополя, который болел в течение трех лет, - пил воду, умывался ею и стал видеть, лкак бы некая чешуя свалилась с глаз его+. Его земляк - грек Анастас семь лет страдал от лихорадки - пил воду, и болезнь отступила. Полковник Афинеус из-за сильного ревматизма несколько лет не владел рукой, после молебна он омылся в источнике и исцелился. Служанка из Балаклавы Параскева избавилась от водянки, жительница Бахчисарая Папалекси - от глухоты; вернулось зрение внезапно ослепшему татарскому пастуху из Бешуи, который затем ежегодно приходил к источнику и в благодарность за исцеление зажигал свечи... Симферопольский купец I гильдии, потомственный почетный гражданин, староста симферопольского кафедрального Александро-Невского собора Иван Потапович Санютин долго страдал от лихорадки, нервного расстройства и слабости всего тела. После молебна он окунулся в источник и совершенно поправился. В благодарность бессребреникам за чудо исцеления он построил при источнике просторный деревянный двухкомнатный дом, в котором в 1857 году и поселились первые насельники киновии - иеромонах и два послушника. С 1899 года по благословению Таврического епископа Николая (Епископ Николай (Зиоров), бывший епископ Алеутский. Возглавлял Таврическую кафедру 1898-1905 гг.) в специальной монастырской книге вели записи об исцелениях, происходивших в обители у святого источника. К сожалению, бесценная книга утеряна, но некоторые сведения сохранились. Жительница Евпатории Елена сильно страдала болезнью ног - они сплошь были покрыты ранами. Женщина с большим трудом добралась до обители, чтобы по обещанию помолиться святым братьям-целителям о своем выздоровлении. Утомившись в дороге, она, дойдя до монастыря, уснула и увидела во сне лдвух светлых мужей+. Утром она заказала молебен святым чудотворцам. Искупавшись в святом источнике, три дня говела и, причастившись святых Христовых Тайн, уже здоровая, вернулась домой. Бывало и такое, что исцеление происходило лзаочно+. В начале ноября 1902 года в монастырь пришло письмо из Петербурга от Александра Пантелеева, к которому была приложена небольшая денежная лепта на нужды обители. В письме отчаявшийся больной просил помолиться святым чудотворцам Косме и Дамиану об исцелении от недуга, которым он страдал в течение трех месяцев. По получении письма перед иконой святых Космы и Дамиана был отслужен водосвятный молебен с акафистом об исцелении болящего Александра. А в Петербург отослали образок святых чудотворцев, святую воду из источника, масло из лампады, ватку от мощей угодников Божиих с советами, что ему надлежит делать и как молиться. Через два месяца Пантелеев написал в монастырь, что он совершенно поправился. Был поразительный случай: Никита Карпович Кочеджи-ев, болевший три года глазами и почти ослепший, приехал в монастырь 30 июля 1907 года; призывая святых Коему и Дамиана, он промыл глаза водой из их источника, и в первую же ночь после этого зрение его восстановилось. Крымский татарин, извозчик, не знал, что и делать: младший сын стал заикаться, с трудом выговаривал слова. Отец обратился к мулле, который посоветовал ему привезти из Космо-Дамиановского монастыря хлеба и покормить им мальчика, объяснив это тем, что хлеб печется с молитвой и на воде из святого источника. Отец последовал совету, давал хлеб ребенку, и тот вскоре поправился. По рассказу турецкого подданного грека Кирилла, прибывшего 1 июля 1908 года из Гурзуфа, он болел год, не вставая с постели. Доктора считали, что дни его сочтены. Перед престольным праздником святой обители в конце июня ему во сне явились четыре мужа и сказали: лМы - Косма и Дамиан и апостолы Петр и Павел. Сходи в Космо-Дамиановский монастырь и будешь здоров+. 1 июля, с трудом добравшись до обители, он заказал молебен святым чудотворцам и искупался в источнике. И снова совершилось чудо - приговоренный врачами, но верующий в исцеление, в помощь святых братьев-врачевателей, человек обрел здоровье. Мать трех малолетних детей заболела и несколько месяцев не вставала с постели. Ее одолевали мысли о том, что в случае ее смерти дети останутся сиротами. Она непрерывно молитвенно просила чудотворцев Коему и Дамиана об исцелении, и Господь внял ее мольбе. Женщина вскоре поднялась и приехала в Космо-Дамиановский монастырь поблагодарить Господа Бога и Его святых угодников. Неизвестные родители также посетили обитель, чтобы воздать благодарение угодникам за исцеление своего сына. 24 июня 1911 года, на Рождество Иоанна Крестителя, они приехали в степь для работы. Только они уселись, чтобы поесть, как у их мальчика свело судорогой руки и ноги - что они ни делали, облегчения не наступало. С молитвой они обратились к святым врачам Косме и Дамиану, и мальчик стал поправляться. Таких историй не перечесть, и за ними - возвращение человека к жизни, укрепление в вере... Свидетельства о целительных свойствах источника передаются из поколения в поколение. С незапамятных времен шли сюда больные люди разного звания, национальности, достатка. Космо-Дамиановский источник не утратил своей целебной силы, и ныне по молитвам святых бессребреников получают от Бога исцеление все, с верою прибегающие к их святому заступничеству.
Владыка Иннокентий - создатель Крымского Афона В 1848 году Херсоно-Таврическую епархию возглавил архиепископ Иннокентий (Борисов). Здесь трудился он до конца своих дней, много сил отдавая нелегкому, но такому необходимому делу - восстановлению древних церковных святынь. Он продолжил дело, начатое архиепископом Гавриилом (Розановым) (в миру В.Ф. Розанов (1781-1858). В 1837-1848 гг. - архиепископ Херсонский и Таврический, с 1848 г. - архиепископ Тверской и Кашинский), который занимался исследованием и описанием памятников старины в Крыму. Владыка Иннокентий был членом Святейшего Правительствующего Синода, академиком Императорской Академии наук, доктором богословия, почетным членом Санкт-Петербургской, Московской и Казанской Императорских духовных Академий, Московского, Санкт-Петербургского и Харьковского университетов, различных научных обществ, блестящим проповедником и историком, автором 26 печатных трудов. Современники называли его лзвездой Отечества+ и лрусским Златоустом+. Неоспорима значимость его влияния на церковную жизнь в стране в течение четверти века. Исключительно ему обязан Крым возрождением христианских обителей. Его неусыпными трудами и заботой в Крыму открыты четыре киновии и два скита по лчину и подобию Афонской горы+: Херсонесский св. Владимира, Инкерманский святителя Климента, Кизил-ташский святителя Стефана Сурожского, Катерлезский св. великомученика Георгия, Бахчисарайский Успенский с Анастасиевским скитом и обитель святых Космы и Дамиана. Уже летом 1848 года, несмотря на слабое здоровье и свирепствовавшую на юге холеру, он осмотрел большую часть своей обширной епархии, в частности и Крым. Здесь его поразило множество разрушенных христианских храмов. Прежде всего он направлялся в святые места, особенно чтимые народом. Иногда верхом на лошади, а иногда и пешком посещал развалины храмов, пещеры, источники. Тогда же он впервые попал в урочище с источником святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Архипастырь призывал христиан к восстановлению своих древних святынь. лНедостаточно, - говорил он, - приходить сюда только в памятные дни. Необходимо возродить старые храмы, создать новые, в которых бы всегда славилось имя Бо-жие+. Православные Крыма деятельно поддержали владыку. В 1849 году жители Симферополя, Бахчисарая, Алушты и других населенных пунктов направили архиерею прошение лпринять меры к постепенному восстановлению древних святынь... хотя бы по главнейшим местам... Нам представляется начать сие святое дело учреждением в Успенской, близ Бахчисарая, скале центрального монастырского скита+. Далее названы лпримечательнейшие храмы и места+, которые нуждаются в возрождении, в их числе - источник святых бессребреников Космы и Дамиана по речке Альме. лВ сих местах могли бы устроиться небольшие киновии... дабы таким образом, сообразно природному свойству здешних мест, похожему на известную во всем мире гору Афонскую, на горах Крымских мог составиться со временем наш русский Афон...+. Это была заветнейшая мечта владыки Иннокентия. Он желал потрудиться на благо Церкви в святых местах Востока: в Палестине, на Синае и Афоне, но ему пришлось создать Афон в ином месте - в благословенном Крыму. Архиепископ испросил императорского разрешения на открытие Бахчисарайского Успенского скита, а затем и его лотраслей+ - киновий - в священных урочищах (лкиновия+ - по-гречески лновоначальная+, общежитие, форма монастырского жития). Штат обителей предполагался небольшой: в главном Успенском скиту - один авва с иеромонахом, иеродиаконом и тремя послушниками. В других киновиях под началом старца-иеромонаха должны проживать два-три послушника с опытом духовной жизни и лповедения испытанного+. То есть требовалось не более девяти монашествующих, остальные могут быть не пострижены, но расположены к иноческой жизни. Епархиальное начальство должно было определить направление занятий каждой киновии сообразно желаниям и способностям их насельников. Просвещенный пастырь предлагал самый широкий выбор церковной деятельности в свободное время: собирать исторические предания и описывать древности, писать иконы, изучать и собирать целебные растения, оказывать помощь больным, заниматься земледелием и плодоводством, оказывать странноприимничество паломникам и странникам и т.д. лСодержание же лиц предполагаемого братства монашеского, по их немногочисленности, по их образу жизни пустынному, не будет требовать значительных расходов от правительства. На это пойдут в основном приношения от богомольцев и посетителей, а также вклады от ревнителей благочестия на поддержание святых мест. Между тем никто не принуждает нас предлагаемые к открытию святые места открыть все сразу: дело может и должно идти постепенно, сообразно с средствами. Таков вкратце план будущего Афона. От казны - ничего, все от Бога!+. Речь шла и об открытии киновии у источника святых бессребреников Космы и Дамиана. лУрочище сие, - говорилось в прошении, - почитается священным, а источник целебным. Место теперь пустынно и не представляет ничего, кроме неискусно обустроенного источника и грубых купален. Предполагалось лздесь устроить: 1) часовню над колодезем; 2) две удобных купальни, для мужчин и женщин... 3) две келий для помещения благочестивых старцев и хотя бы одну комнату для посетителей+. Но прежде предстояло решить вопрос о передаче этой части земли церкви, чтобы она не использовалась для вырубки леса и как пастбище. 4 мая 1850 года вышел Указ Святейшего Синода, в котором говорилось о высочайшем соизволении императора Николая I на открытие Бахчисарайского скита и киновии, в том числе и Космо-Дамиановской при источнике святых Космы и Дамиана лс учреждением общежительного образа жизни по примеру Афонскому с применением к местным условиям+. лПредлагаемое учреждение, - говорилось в Указе, - заменит безгласные развалины священными пристанищами для путешественников и удовлетворит нравственные потребности... тех людей, которые по особенному расположению к подвижнической жизни ищут себе приюта в монашеском общежитии+. 15 августа 1850 года открывается Бахчисарайский Успенский скит, который должен был стать начальной Лаврой для всех будущих крымских скитов. Другие обители, как и предполагалось, было решено открывать постепенно, в соответствии с возможностями. В том же году архиепископ Иннокентий ходатайствовал об отводе участка земли около источника для организации киновии, и в 1851 году, как сообщил в консисторию благочинный крымских церквей протоиерей Михаил Родионов, такой участок был отмежеван из Бешуйской казенной лесной дачи - четыре десятины (около 4,5 га) каменистой земли, покрытой буковым и отчасти дубовым лесом. Кое-где здесь росли одичавшие фруктовые деревья - груши и яблони, а также кусты красной смородины, сохранились две ровные площадки. Все это свидетельствовало о том, что когда-то эти места были обитаемы. По преданию, здесь, при часовне, жил старец-грек. В 1853 году началась трехлетняя Крымская (Восточная) война. В эти трагические дни архипастырь многократно бывал на полуострове, стараясь ободрить и утешить свою паству. 30 июня 1855 года владыка Иннокентий побывал у святого источника святых братьев-целителей, а 1 июля, когда Церковь празднует их память, служил Божественную литургию в Симферополе в кафедральном соборе Александра Невского. В своей проповеди после службы он сказал: лНыне день святых бессребреников Космы и Дамиана, издревле почитаемый от всея Церкви Православной, но тем паче имеющий право на особенное уважение в стране Таврической. Ибо древнее предание сказует, что сии врачи-чудоттворцы посетили некогда и озарили чудесами своими и здешний полуостров, будучи сосланы сюда на заточение от кесаря римского. Среди гор Таврических есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли... их молитвами. Памятуя сие, мы, несмотря на трудность нынешних обстоятельств (разгар Крымской войны) и неудобства пути, посетили вчера это священное место и снова воздали хвалу Тому, Чья всемогущая десница приукрасила его так дивно. Ибо это одно из самых пустынных и величественных мест между горами Таврическими, кои вообще столь богаты живописными местоположениями. Вообразите сошедшимися три из самых высоких гор и образовавшими среди себя грозное ущелье; вообразите их покрытыми от подошвы до вершины разными древами и зеленью; вообразите, что из главного между сими горами ущелья, также покрытого лесом, стремится с ревом поток Альмы, а за малым утесом из бока горы бьет огромный ключ и вскоре соединяется с сим потоком: этот ключ - источник святых Космы и Дамиана. Место это освящено пребыванием столь великих угодников Христовых, каковыми были святые Косма и Дамиан, и не только освящено, но представлено благодарственному вниманию всех родов грядущих через изведение на нем целебного источника... Безмолвно и пустынно было место сие, когда я впервые посетил его семь лет назад (в 1848 году). Святость воспоминаний, благодатное свойство источника, величественность местоположения тотчас возбудили во мне особенное внимание и благоговение к сему необыкновенному месту. Если где, думал я, то в подобных ущельях гор место обителям иноческим, и предположил, если угодно будет Богу, устроить ки-новию во имя святых бессребреников Космы и Дамиана...+. Оставалось изыскать средства на строительство киновии. И, как сказал владыка, лсами бессребреники позаботились о том+. Получивший исцеление купец И.П. Санютин положил начало строительству монастыря. Необходимо отметить, что всем скитам владыка завещал 149 акций Общества пароходства и торговли по Черному морю (каждая акция - 150 рублей). После смерти святителя выяснилось, что по недоразумению на Космо-Дамиановскую киновию назначения не оказалось, тогда епархиальное начальство выделило и туда часть акций, и братия пользовалась ежегодными процентами. В 1997 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) причислен к лику святых. Ныне предстоит он Господу в незаходимой славе Небесной, ходатайствуя перед Всевышним за крымские обители, которым при земной своей жизни отдавал все свои силы. 14 апреля 2005 года из Одессы в монастырь была передана частица мощей святителя Иннокентия. Поиск духовного руководства. Первый игумен Святитель Иннокентий ежегодно приезжал в Тавриду, иногда дважды за лето. В 1851 году он вновь посетил источник Космы и Дамиана, а от него поднялся на Чатыр-Даг, где ночью в одиночестве молился. 24 ноября 1851 года владыка назначил попечителей источника святых Космы и Дамиана - настоятеля алуштинской церкви Феодора Стратилата отца Димитрия Черняева и старосту купца Андрея Коротенко. В конце декабря они отправились туда верхом на лошадях. Было холодно, в горах лежал снег, на котором отпечатались следы диких животных, обитавших в горах, - оленей и диких коз. Благополучно добравшись до места, абсолютно пустынного и безмолвного в это время года, отец Димитрий отслужил водосвятный молебен у источника. В апреле 1853 года указом Таврической духовной консистории было определено лоткрыть на сем месте пустынножительство, без всякого пособия от казны, с условием содержания обители на доброхотные подаяния богомольцев, посещающих ее+. Открытие киновии откладывалось, поскольку не было подходящего человека на должность строителя и первого настоятеля. После окончания военных действий в Крыму, в июле 1856 года, из Бахчисарайского Успенского скита к космодамиановскому источнику были направлены первые насельники киновии - иеромонах Макарий (впоследствии первый монастырский игумен) и монах Игнатий. Родился игумен Макарий (в миру Михаил Пруцкий) в Белгороде в семье офицера в 1816 году. Учился в Белгородском уездном училище. С юности испытывая тягу к иночеству, в 1845 году стал послушником Глинской пустыни. Через пять лет он подает прошение о поступлении в одну из киновии, открываемых Херсонским архиепископом Иннокентием. 1 июня 1848 года был принят в Херсонскую епархию и до времени открытия Бахчисарайского скита был насельником Корсунского Богородичного монастыря Днепропетровского уезда Таврической губернии, где был посвящен в иподиаконы. 30 апреля 1850 года, после открытия Успенского скита, он получил указ о своем переводе туда и стал одним из первых послушников. Нес клиросное послушание и в то же время трудился на земляных работах, в трапезной, просфорне, был каменотесом и строителем. 4 апреля 1853 года принимает монашеский постриг с именем Макарий. Вскоре был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. Он сблизился со странником Иоанном, который до открытия скита жил в одной из пещер, круглый год ходил босым, без шапки и почти в рубище. Жизнь в монастыре была тяжелой, но инок Макарий находил в себе силы еще и подражать подвижнику. Был случай, когда отец Макарий во время строительных работ оступился и едва не сорвался со скалы. По счастью, рядом оказался настоятель, который спас его от смерти, удержав за одежду. В другой раз во время гололеда, выходя из пещерной церкви, он поскользнулся на каменной лестнице, упал и ударился так сильно, что горлом хлынула кровь. Отец Макарий долго болел, с тех пор у него начались одышка и боли в груди. Во время Крымской войны иеромонах Макарий был направлен во временные госпитали Бахчисарая, оставшиеся без священников, - военные священники не покидали своих полков, следуя за ними. Он не отходил от раненых и больных, стараясь облегчить их страдания: исповедовал, причащал, утешал и ободрял, отпевал умерших. За усердие в службе он был награжден набедренником. После войны отец Макарий все свои силы отдает устройству киновии Космы и Дамиана. Долгое время он был единственным в киновии иеромонахом, но, несмотря на это, Божественная литургия совершалась ежедневно, если он находился в обители и был здоров. Своей вдохновенной молитвой отец Макарий увлекал даже самых равнодушных. Любил сам читать шестопсалмие, акафисты на молебнах. Голос у него был приятный, чтение внятное, неспешное, проникнутое глубоким чувством благоговения. Обладая прекрасной памятью, он читал наизусть Евангелие и многие молитвы иноческого правила. Жители окрестных селений хорошо знали отца Макария, они нередко бывали в монастыре и встречались с ним в лесу и на дорогах. Часто общаясь с греками и татарами, он вскоре достаточно свободно овладел их родными языками. Однажды игумен с послушником отправились по делам на южное побережье. Недалеко от деревни Кучук-Ламбат (ныне с. Малый Маяк) на них с целью ограбления напали несколько татар, связали и отвели на водяную мельницу, где, требуя денег, мучили и угрожали смертью, .узнавший о происшедшем знакомый отцу Макарию татарин поспешил на место и освободил пленников. Виновные вскоре были найдены, но отец Макарий великодушно простил их. Таким образом, вся жизнь этого подвижника, его поступки были исповедничеством и проповедью Евангельской любви. Неустанные труды отца Макария не раз были отмечены начальством: 1 июля 1862 года он получил благословение от Святейшего Синода; через год награжден золотым наперсным крестом; 1 июля 1866 года возведен в сан игумена и награжден палицей. Он также имел серебряную медаль лЗа защиту Севастополя+, бронзовый крест на Владимирской ленте, бронзовую медаль на Андреевской ленте за участие в Крымской войне.
Отец Макарий трудился здесь почти двадцать лет, до самой смерти. Здоровье его было подорвано непосильной работой. Уже в 57 лет он так ослабел, что едва мог ходить. Отдохнув несколько дней, превозмогая себя, он вновь принимался за дело. День ото дня ему становилось все хуже, обострился туберкулез, одышка и кашель мучили его беспрерывно. Служить он уже не мог, даже говорил с трудом. И первый настоятель, чтобы не обременять собой братию, в августе 1876 года уехал в Симферополь и поступил в больницу странноприимного дома А.С. Таранова-Белозерова (ныне ул. Карла Маркса, № 28/10) По завещанию отставного полковника Александра Степановича Таранова-Белозерова в Симферополе в 1826 г. был сооружен странноприимный дом (архитектор И. Колодин) - дом старости для военных ветеранов (на попечение принимались и гражданские лица - больные и престарелые). . 15 сентября, почувствовав приближение смерти, отец Макарий исповедовался, соборовался и причастился Святых Тайн. Через три дня в 4 часа утра он отошел ко Господу. Все нужное для погребения приобрели его духовные чада. Отпевал игумена Макария в кафедральном Александро-Невском соборе архимандрит Арсений (Брянцев), ректор Таврической духовной семинарии. В своей проповеди он отметил, что у гроба почившего игумена народу собралось, как на Пасху. После чина погребения прах усопшего переправили в Космо-Дамиановскую киновию, где он и был похоронен в притворе храма Преображения Господня. В 1880 году на его могиле, огражденной чугунной решеткой, возложили большую мраморную плиту с надписью: лНа сем месте покоится прах игумена Макария, первого строителя Космо-Дамиановской киновии. Игумен Макарий родом из обер-офицерских детей г. Белгорода Курской губернии, в мире именовался Михаил Пруцкий. Всего жития его было 61 год. Скончался 18 сентября 1876 года. Мир праху твоему. Устройся сия доска с написанием биографии игумена Макария от помнящих его и за все благодарных ему. 1880 года марта 30 дня от братьев Панченко+. | ||||