Телефонный справочник, карта города, погода в Севастополе
Достопримечательности

гора Ай-Петри

Зубцы Ай Петри
Зубцы Ай Петри
Яйла Ай-Петри
Яйла Ай-Петри
обсерватория на Ай-Петри
обсерватория на Ай-Петри

Главная гряда Крымских гор разделена на яйлы - отдельные массивы с холмистой поверхностью. На Ай-Петринскую яйлу (1254 м) можно попасть по шоссе от Ялты или от Мисхора по канатной дороге. Она проложена в 1987 г., ее длина - 3 км, время подъема - 20 минут. Зубцы Ай-Петри образуют четыре крупных (высотой 12-15 м) и ряд мелких отвесных пиков, сложенных рифовыми известняками.

Огромный базар предлагает всевозможные восточные яства. Замечательные условия для активного туризма, катания на лошадях и верблюдах, горном велосипеде, джипах, полетах на параплане, съемке военных приключений и фантастики.

Близ Зубцов растет заповедная Буковая роща, самая большая на Главной гряде. У бровки яйлы приютилась сосна-'Самолет', ей около 300 лет.

Туристы обычно посещают Ай-Петринский меридиан - каменный глобус с точными геодезическими данными, видовую площадку на скале Шишко, метеостанцию, гору Бедене-Кыр (здесь зимой работает несколько горнолыжных подъемников), пещеру Трехглазка, оборудованную для экскурсий. На склоне у шоссе из Ялты на Ай-Петри можно увидеть 'пьяную' сосновую рощу - вековой лес из сосны крымской, нарушенный оползнем.

<

ИЗ ЯЛТЫ НА АЙ-ПЕТРИ

Сравнительно недавно от прибрежных городов и поселков Южного берега Крыма к вершине Аи-Петри можно было пройти по нескольким удобным, хорошо известным тропам, о которых мы уже упоминали. Упоминали мы и о том, что теперь эти тропы оказались на территории заповедника, посещение которого строго регламентировано. Поэтому в настоящее время отдыхающие и жители Южного берега Крыма могут подняться на Ай-Петри только по шоссе Ялта Ч Бахчисарай. Подъем по этой дороге также даст массу впечатлений и надолго останется в памяти. Поднимаясь на Ай-Петри, вы последовательно будете переходить из одной климатической и растительной зоны в другую, знакомиться с достопримечательностями южного склона Главной гряды, наблюдать неповторимые картины крымской природы.

Выбирайте ясный погожий день - и в путь. Особого снаряжения не надо. Достаточно взять с собой рюкзак с небольшим запасом пищи и воды. Ваш путь на Аи-Петри начнется на ялтинской автостанции, где вы сядете в автобус, идущий к водопаду Учап-Су. Промелькнут за окнами уютные улицы города-курорта, и автобус выедет на широкую автомагистраль Южнобережное шоссе, которое обтекает Ялту с запада и севера. Почти сразу же поворот на узкую ай-петринскую дорогу. Справа от дороги Ч дворец в мавританском стиле, построенный в 1908 г. по проекту ялтинского архитектора Н. Г. Тарасова для эмира Бухарского. В наши дни это санаторий лУзбекистан+, где лечатся и отдыхают трудящиеся из республик Средней Азии. Узкая, извилистая дорога приноравливается к неровностям рельефа, пересекает по небольшим мостикам ручьи, отгораживается от подступающих зданий крутыми откосами или невысокими стенками и в конце седьмого километра выбегает на довольно широкую площадку. Здесь конечная остановка автобуса. Направо широкая тропа, уходящая к подножию самого большого по высоте в Крыму водопада Учан-Су. Вода здесь падает с высоты около 100 м. Правда, полюбоваться таким зрелищем можно не всегда, а только весной, в пору таяния снега, или после обильных ливней. Пройдя по шоссе около 100 м в сторону Аи-Петри, справа увидим начало широкой тропы, которая круто уходит вверх по склону. Если следовать по ней, то через двадцать-тридцать минут можно выбраться на скалу, с которой срывается водопад. Видовая площадка на вершине скалы называется Орлиный залет. Отсюда открывается панорама Ялты и склонов Аи-Петри, Ниже водопада, слева от дороги, просматривается затерявшаяся в зелени одинокая скала с остатками оборонительной стены на западном обрыве. Это руины одной из некогда многочисленных средневековых крепостей (исаров) Ч Зиго-Исар, или Учан-Су-Исар.

Учан-Су в переводе означает 'летящая вода'. Правда, летом только отдельные струи скользят по каскадам водопада. На втором снизу каскаде устроен водозабор в виде небольшой будки со скульптурой орла (белоголового сипа) наверху. Из водозабора вода поступает в одно из немногочисленных водохранилищ, сооруженных на Южном берегу - Могабинское.

Осмотрев водопад, вернемся к площадке, куда нас привез автобус, и продолжим путь по шоссе. Все такое же извилистое, но без особой крутизны, оно вьется по склонам горы Могаби среди массивов прекрасной крымской сосны. Двигаться следует по левой обочине, чтобы заблаговременно увидеть идущий навстречу транспорт.

На 9-м км влево ответвляется узкая дорожка с указателем, которая через полкилометра приведет к горному озеру Караголь. На берегу озера построено двухэтажное здание (ресторан Лесной) из толстых сосновых бревен, удачно вписавшееся в окружающую местность.

Продолжая движение по шоссе от поворота к озеру Караголь, на 10-м км увидим огромный каменный гриб, сооруженный работниками лесничества. Он так и называется Гриб лесника.

От Гриба лесника дорога все так же крутыми поворотами поднимается по склону. Слева от дороги интересная природная достопримечательность, известная под названием лпьяная роща+. Это участок большого оползня, наклонившего стволы сосен в разные стороны. Под соснами вырос густой подлесок из лещины, дуба и ясеня. В 1964 г. лпьяная роща+, так же как и расположенный рядом водопад Учан-Су, объявлены памятниками природы местного значения.

На 13-м км широкий въезд, украшенный аркой с надписью 'Тюзлер'. Здесь расположен большой комплекс построек, принадлежащих пионерскому лагерю.

Продолжая подъем, на 15-м км справа увидите ряд громадных тисов, скрывающих дом дорожного смотрителя. Это место называется Пендикюль, так как расположено оно возле вершины одноименной горы. От Пендикюля дорога делает еще несколько зигзагов, от одного из них вправо ответвляется дорожка с указателем лК Серебряной беседке+ Ч она на вершине горы Пендикюль, на высоте 865 м над уровнем моря. лСеребряная беседка+ установлена в честь строителей дороги Ялта - Аи-Петри - Бахчисарай. Дорогу эту прокладывали русские военно-саперные батальоны с 1865 по 1894 г. в исключительно тяжелых условиях. Особенно трудным был участок на подъеме к Ай-Петринской метеостанции между 17-м и 22-м километрами, где крутизна склонов достигает 60Ч80 градусов. Руководил работами инженер-полковник Шишко, который умело решил задачу, лврезав+ серпантин дороги в крутой склон. С тех пор дорога почти не менялась, ее лишь немного расширили и покрыли асфальтом.

От поворота к лСеребряной беседке+ дорога еще два километра будет идти по лесу, затем, уже под самым обрывом, сделает несколько длинных зигзагов на открытом месте и, наконец, с трудом взберется на Ай-Петринское плато. Остановимся на небольшой площадке, окруженной зданиями. Именно это место чаще всего имеют в виду, когда собираются ехать или идти на Аи-Петри. Здесь, напротив автостоянки, располагается туристский приют 'Аи-Петри' (от турбазы Магнолия), рядом ресторан. По другую сторону дороги Ч старинное здание метеостанции. За зданием приюта чуть выше по склону видно необычное сооружение Ч глобус на гранитном основании. Это так называемый 'Ай-Петринский меридиан' (о нем уже упоминалось ранее).

Справа от дороги - памятник партизанам Ялтинского отряда. 13 декабря 1941 г. этот отряд был окружен карателями возле родника Беш-Текне. В тяжелом бою многие партизаны погибли, среди них Ч командир 4-го партизанского района Д. П. Аверкин, комиссар 5-го партизанского района Г. В. Василенко, командир отряда Д. Г. Мошкарин, комиссар отряда С. Н. Белобродский.

Недалеко от памятника, над южнобережным обрывом, на скале Шишко расположена видовая площадка. Она находится на высоте 1182 м над уровнем моря. Далеко внизу, сливаясь с горизонтом, неподвижно застыла морская гладь. Стройными рядами и врассыпную спускаются к морю дома Ялты. С крутых обрывов Аи-Петри к городу сползают лесистые отроги гор. Слева в море выступает мыс Мартьян Ч оконечность Никитского отрога, справа Ялтинский амфитеатр замыкают склоны горы Могаби. Между Могаби и скалой Шишко расположена гора Пендикюль. По склонам этих гор мы поднимались из Ялты. Между Могаби и Никитским отрогом лежит другой большой отрог Ч Иограф, холм Дарсан в Ялте Ч его продолжение. Иограф служит водоразделом двух речек Ч Дерекойки и Учан-Су, в долинах которых и лежит Ялта. Кроме главных отрогов, к Ялтинскому амфитеатру спускаются отроги поменьше: Ставри-Кая, Кизил-Кая, Баланын-Кая, они разделяют притоки рек Дерекойки и Учан-Су.

Если повернуться спиной к обрыву, прямо перед вами окажется Ай-Петринское плато, вернее, его восточная часть. Слева на горизонте вздымаются характерные зубцы горы Аи-Петри. На северо-востоке возвышается гора Бедене-Кыр, а справа отдельные вершины как бы сливаются в горную гряду, заканчивающуюся далеко на востоке округлой горой Рока.

На скале Шишко экскурсия заканчивается. Уже знакомой дорогой можно возвратиться к исходной точке маршрута.

БАХЧИСАРАЙ - АИ-ПЕТРИ

Этот маршрут для тех, кто собирается пересечь Ай-Петринский массив на автобусе или легковом автотранспорте. Начало маршрута Ч 38-й км автодороги Симферополь Ч Севастополь близ поселка Сирень (бывш. Сюйрень), где дорога разветвляется. Влево от основной магистрали отходит асфальтированное шоссе, ведущее на Ай-Петринское плато и далее в Ялту. Оно стремительно проносит вас вдоль зеленых полей и рядов фруктовых деревьев и через несколько километров начинает спуск в долину реки Бельбек. Сразу же открывается живописный вид на так называемые лБельбекские ворота+. В этом месте река Бельбек прорезала Внутреннюю гряду Крымских гор. лВорота+ поражают своим величием и характерными очертаниями на расстоянии и особенно вблизи, когда автобус мчится вдоль нависающих над дорогой скал. В самом узком месте ущелья его ширина по верху 300 м, глубина 160 м. Дорога пересекает село Танковое, которое разместилось перед ущельем, и начинает прижиматься к отвесным скалам. Слева от дороги, в обрывах Внутренней гряды, отчетливо видны мрачно зияющие входы гротов. В одном из них (Сюйрень I) в эпоху позднего палеолита жил кроманьонец. В те далекие времена обитатели здешних мест занимались не только охотой, но и рыболовством. Об этом свидетельствуют костные остатки лосося, вырезуба и других рыб, найденные в гроте. Это, кстати, доказывает, что пра-Бельбек (древний Бельбек) был куда многоводнее, чем в наши дни. Рядом, в другом гроте (Сюйрень II), также обнаружена стоянка древнего человека, относящаяся к более позднему времени Ч мезолиту.

Мы едем по Бельбекской долине Ч одной из красивейших в Крыму. Остались позади лБельбекские ворота+, объявленные в 1969 г. памятником природы. Не меньший интерес представляет и другой заповедный объект - тисовая роща, приютившаяся па крутом левом склоне Бельбекской долины напротив села Большого Садового.

За селом Большим Садовым над неприступными обрывами возвышаются башня и стены Сюйренской крепости, построенной не позже VIII в. византийцами. К ним примыкают остатки монастыря Челтер-Коба, относящегося к IX в.

В селе Малом Садовом установлен памятник летчику капитану Н. Т. Хрусталеву. Именно здесь 5 ноября 1941 г. командир 1-й эскадрильи 11-го штурмового авиаполка Николай Титович Хрусталев повторил подвиг капитана Гастелло, направив свой горящий самолет па скопление техники противника.

Проехав села Танковое и Малое Садовое, сделаем остановку в поселке городского типа Куйбышево. Это довольно крупный населенный пункт с современными зданиями универмага, клуба, школы, больницы, живописными жилыми домами. Упоминания об этом поселке под названием Албат встречаются уже в документах XVIII в. В 1960 г. Куйбышево отнесено к категории поселков городского типа. Жители поселка и ряда окрестных сел Ч Большого Садового, Высокого, Малого Садового и других Ч работают в колхозе им. Ильича (в Куйбышево его центральная усадьба). На землях колхоза, наряду с другими культурами, выращивают отличный табак сорта Крымский 572, в садах зреют яблоки сортов Ренет шампанский, Кальвиль королевский, груши... Не раз трудовые достижения колхоза отмечались дипломами ВДНХ. За п.г.т. Куйбышево, через два-три километра, справа за деревьями мелькнет гребень небольшой плотины Новоульяновского водохранилища.

На 30-м км от Бахчисарая проезжаем Нижнюю Голубинку, затем просто Голубинку Ч центральную усадьбу совхоза лАроматный+. Совхоз занимается выращиванием эфирномасличных культур, так что вполне оправдывает свое название.

Аромат Ч следующее село на нашем пути. На окраине села пересекаем Бельбек и следуем вдоль его левого притокаЧречки Коккозки. За мостом через Бельбек, слева от дороги, расположено здание водолечебницы лЧерные воды+, где ежегодно проходят курс лечения 1400 человек. Собственно ванны больные принимают не здесь, а возле целебного источника Аджи-Су, который выходит из таврических сланцев.

За селом Аромат влево уходит дорога, обсаженная высокими, стройными тополями. Если свернуть на нее и проехать 12 км, окажемся в селе Счастливом, возле которого построен крупный гидротехнический комплекс, снабжающий водой Ялту. В 1964 г. здесь на притоке Бсльбека реке Манаготре было построено водохранилище. Вода из него и источников, расположенных рядом, поступает в гидротоннель длиной 7216 м, пробитый в основании Ялтинского горного массива. Через несколько лет в комплекс вошло еще одно водохранилище Ч на реке Каче вода из которого тоже попадает в тоннель. Все воды, поступающие в тоннель, идут на очистные сооружения уже на южном склоне гор, а затем в Ялту. Именно этой водой снабжаются многие здравницы и жилые дома в пределах Большой Ялты.

Недавно рядом с тоннелем протянулась еще одна магистраль Ч на этот раз газовая. Она прошла от села Ароматного, что в Бахчисарайском районе, через Ялтинскую яйлу в Ялту. Эта магистраль, протяженностью 46км снабжает жилые дома и предприятия курорта голубым топливом. На Ялтинской яйле от магистрали отходит трубопровод, по которому газ подается в Алушту. Длина его 30,3 км.

Дорога на Аи-Петри, после ответвления в село Счастливое, продолжает плавно изгибаться вдоль русла реки Коккозки. Едем по живописной Коккозской долине, глубоко врезанной в склоны Главной горной гряды. Впереди, слева от дороги, огромной башней поднимается массив Бойка, справа, как неприступные крепостные стены, возвышаются обрывы массива Седам-Кая. В ущелье между двумя массивами и расположилось село Соколиное (бывшее Коккозы). Не доезжая до него примерно 2 км, слева видите в небольшом парке постройки турбазы лОрлиный залет+.

Домики Соколиного выбегают в Коккозскую долину, лепятся по склону горы Бойка, но центр села Ч все же в ущелье. Из села, огибая постройки, шоссе Бахчисарай - Ялта постепенно поднимается но левому борту ущелья. С дороги хорошо видно четырехэтажное здание школы-интерната и расположенное напротив него необычное строение Ч бывший охотничий дом князя Юсупова, построенный в 1910 г. по проекту архитектора Н. П. Краснова, автора проекта Ливадийского дворца. В облике здания отчетливо видны элементы восточной архитектуры (кое-что было сделано по образцу Бахчисарайского дворца). Охотничий дом окружали пристройки, веранды, башни; здесь был даже свой лфонтан слез+. После революции и гражданской войны в бывшем охотничьем доме размещалась Коккозская экскурсионная база. Сейчас это здание принадлежит школе-интернату.

В 1,5 км от Соколиного вправо отходит широкая тропа, ведущая на скалу Орлиный Залет.. Очертаниями она напоминает распростертые крылья огромной птицы. На вершину скалы стоит подняться. Оттуда открывается красивая панорама: в поле зрения и Коккозская долина, и обрывы Внутренней гряды, и равнина степного Крыма. Не случайно в годы Великой Отечественной войны здесь находился дозорный пункт крымских партизан. От начала тропы на Орлиный Залет едем еще пять километров, до места, где шоссе расширяется в небольшую площадку. Здесь остановка лБольшой каньон+. От остановки, петляя в густом буковом лесу, дорога продолжает подниматься на Ай-Петри, незаметно переходя из долины реки Аузун-Узень в долину реки Сары-Узень. На водоразделе увидим выровненную площадку с небольшим каптированным источником. Подъем будет продолжаться еще около 10 км, затем дорога выберется на сильно всхолмленное платоЧ Ай-Петринскую яйлу. Проехав 3Ч4 км по ровной дороге, увидим группу построек на южной бровке плато, откуда можно спуститься по южному склону в Ялту.

ЧЕРЕЗ БОЛЬШОЙ КАНЬОН НА АИ-ПЕТРИ

Маршрут начинается в селе Соколином, расположенном у северных подножий Аи-Петри. До села добираемся из Севастополя или Бахчисарая рейсовым автобусом, затем отправляемся пешком по шоссе, ведущему через плато. Слева, на протяжении всего пути до входа в Большой каньон, будет шуметь невидимая за густыми кустами речка Коккозка, справа Ч возвышаться крутой левый склон долины этой речки. Впереди в просветах между деревьями все время маячит остроугольная вершина горы Сююрю-Кая, имеющая характерные очертания наклоненной треугольной пирамиды. Туристы называют эту гору Сахарной головкой.

С шоссе в бинокль отчетливо виден на ее вершине символический факел Ч памятник партизанской славы.

Наконец Сююрю-Кая отступает в сторону, и дорога подводит к повороту в каньон. В разгар туристского сезона, да и в обычные выходные дни при хорошей погоде, это очень оживленное место. На площадке перед мостиком через реку Сары-Узень стоят автобусы с экскурсантами. Влево, куда приглашает указатель лБольшой каньон+, одна за другой уходят туристские группы. Справа Ч беседка для отдыха, у подножия которой установлена обращенная к шоссе мраморная плита с красной лентой наискосок Ч память об отваге и мужестве крымских партизан.

Остановимся на минуту около щита со схемой маршрутов по каньону. Уточнив свой маршрут, отправимся в путь. Проселочная дорожка подходит к реке Сары-Узень. В маловодный период ее легко перейти по камням в русле. Вскоре дорогу преградит еще одна речка Ч Аузун-Узень, текущая из каньона. Ее лучше переходить по бревнышкам, заботливо уложенным поперек русла. Сары-Узень и Аузун-Узень, сливаясь несколько ниже лпереправы+, образуют речку Коккозку.

За речками в пойме множество кострищ. Они Ч как зияющие раны на поверхности земли. Кто их жег, эти костры всего в двухстах метрах от щита с перечислением ряда правил, среди которых и запрет разводить костры?.. Змеящиеся между кострищами тропы вливаются в основную, широкую тропу, ведущую из Соколиного в Большой каньон. По ней мы и начнем подъем по правому борту ущелья. Самого каньона еще не видно: густой лес и складки местности скрывают его, видны только вершины отдельных скал. Вскоре дорогу пересечет сухой арык, проложенный еще до революции жителями Коккоз для полива садов, посаженных на склонах долины. Когда высота от начала подъема достигнет приблизительно ста метров, тропа выведет на небольшую поляну. В тыльной части ее еще недавно рос широко разметавший ветви огромный дуб Ч лПочтовый дуб+. Примечателен он был не своими размерами (такие деревья нередки в крымских лесах), была у него одна особенность, из-за которой его знали во многих уголках нашей страны. Это дерево, по уже давно сложившейся традиции, служило своеобразным почтовым ящиком для туристов, посещающих каньон. Они оставляли в дупле письма для тех, кто приходил сюда после них. И так из года в год. В письмах Ч впечатления от изумительной крымской природы, призывы беречь ее красоту, добрые советы и даже... стихи, посвященные дубу.

Теперь лПочтового дуба+ нет, осталась лишь обуглившаяся нижняя часть ствола. Считают, что дуб был разрушен весной 1981 г. ударом молнии.

От поляны с дубом ведут две тропы: одна вниз, по руслу каньона, навстречу течению реки Аузун-Узень, другая Ч по его правому борту. Советуем вам пройти обоими маршрутами. Не забывайте, что по руслу можно идти только в межень (когда уровень воды в реке низок), обладая при этом элементарными навыками в скалолазании. В верховьях каньона обе тропы сливаются в одну, ведущую на Аи-Петри.

Расскажем об обоих вариантах пути.

Первый вариант - но дну каньона. От поляны идем вправо и после небольшого подъема спускаемся в русло. За поворотом открывается вид на огромную расселину с почти отвесными стенами. Правда, ветви деревьев мешают рассмотреть каньон во всех деталях, видна только ближняя его часть

От поворота тропа спускается вниз, в русло каньона, где голубая вода весело перепрыгивает с уступа на уступ. Вправо вниз ответвляется дорожка к горному озерцу, на берегу которого отдыхают и любуются небольшим водопадом многие посетители каньона. Затем по более пологой дорожке выходим на основную тропу и по ней за несколько минут снова спускаемся в русло, к Яблоневому броду. Слева в основное русло впадает речка Алмачук Ч в переводе ляблоневое урочище+ Ч отсюда и название брода. На левом берегу видна тропа, уходящая вверх, на Ай-Петринское плато. К ее началу ведет переправа Ч несколько бревен, положенных на огромные камни в русле реки.

С востока над бродом нависает величественный остроконечный утес Ч первый в ряду утесов правого берега, названный профессором И.И.Пузановым Сторожевым. Впереди, сжатая узкой расщелиной, бежит нам навстречу речка Аузун-Узень. лЭтот уголок проникнут каким-то особым очарованием, Ч пишет И.И.Пузанов,Ч кажется, что Аузун-Узень как бы отдыхает, чтобы, получив подкрепление со стороны Алмачука, снова ринуться в последнюю теснину, образованную нависающими справа и слева невысокими скалами. Отдыхающая река и все урочище, затерянное в недрах гор, манили нас к отдыху под сенью густых кустов кизила, под мелодичный звон двух горных потоков, в которых весело играла шустрая форель+. И в самом деле, не хочется уходить отсюда, так здесь хорошо. Но тропа зовет дальше. Сначала идем по правому берегу, затем снова по бревнам переходим на своего рода маленький полуостров, образованный струящимися почти со всех сторон потоками. Прямо перед нами из заросшей лесом тесной расщелины вырывается ноток. Это один из крупнейших карстовых источников Крыма Ч Пания. Сзади остался левый отдельный выход этого мощного источника, а слева Ч речка Аузун-Узепь. Присмотревшись, вы увидите, что русла главного притока и бокового выхода Пании, разделенные полуостровком, пергораживают водомерные рамки. На столбяяяяяяя

гора Ай-Петри на карте



Рейтинг@Mail.ru